Празднование Дня студента ведет начало с 25 января 1755 года, когда императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета, проект которого разработали великий ученый Михаил Ломоносов и покровитель русской науки и культуры Иван Шувалов. Однако официально праздновать День российского студенчества стали лишь с 2005 года.
Студенчество — пора познавания себя и мира вокруг, самый интересный и определяющий период в жизни каждого. Но формируют личность не только стены родного вуза, но и культура, которую мы впитываем вместе со знаниями. В честь Дня российского студенчества наша редакция спросила ректоров ведущих вузов страны, какие фильмы повлияли на них в студенческую пору и помогли им стать теми, кем они стали сейчас.
Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев рекомендует:
«Сталкер»
Легендарный шедевр советского режиссера Андрея Тарковского, включенный в список лучших кинопроизведений всех времен. Снятый в 1979 году фильм нередко называют кульминацией творчества гения. В неком вымышленном мире герой, у которого вместо имени прозвище Сталкер, организует нелегальные экспедиции в запретную Зону, где, по слухам, есть комната, исполняющая любые желания. Однажды в качестве проводника к той самой комнате Сталкера нанимают Профессор и Писатель, каждый из которых преследует собственную цель.
«Студенческие годы для меня, как и для любого студента, были временем удивительных открытий. Что-то искренне поражало, многое вдохновляло. И чем глубже я погружался в юридическую науку, тем больше задавал себе нравственных вопросов: что такое ответственность? Долг? Справедливость? Достоинство? Хорошие книги и фильмы всегда помогали найти ответы на них. Помню, как в возрасте слегка за двадцать впервые увидел фильм Андрея Тарковского «Сталкер». Он заставил меня взглянуть внутрь себя, подумать о том, какую мою сокровенную мечту исполнила бы таинственная комната Зоны. Чего я хочу? Кто я на самом деле? Думаю, молодому человеку, который только начинает понимать, какую дорогу он хочет выбрать, этот фильм может помочь вовремя услышать свой внутренний голос и, как говорил сам Тарковский, «кристаллизовать» в своей душе что-то по-настоящему человеческое, ощутить главное в себе, обрести веру в себя», — говорит Николай Кропачев.
Ректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Иван Лобанов рекомендует:
«Солярис»
Еще одно творение Андрея Тарковского 1972 года, обладатель специального Гран-при Каннского фестиваля. Входит в число величайших научно-фантастических фильмов в истории кинематографа. Ученый-психолог Крис Кельвин прибывает на космическую станцию, чтобы разгадать загадку планеты Солярис, полностью покрытой Океаном. Немногие выжившие на станции сотрудники, работавшие над тайной Соляриса до героя, кажутся Кельвину сумасшедшими, но спустя время он и сам начинает терять рассудок.
«В юности, в студенческие годы меня всегда манила тема научных исследований, которые дают возможность заглянуть за горизонт реальности. Вдохновляют воображение, любознательность. Поэтому меня так впечатлил «Солярис». Из современных фильмов я выбираю «Интерстеллар». Уверен, что, если бы я посмотрел этот фильм в юношеские годы, он бы обязательно мне понравился так же, как и сейчас», — говорит Иван Лобанов.
Ректор Южного федерального университета Инна Шевченко рекомендует:
«Место встречи изменить нельзя»
Советский мини-сериал 1979 года о противостоянии сотрудников МУРа и жестокой криминальной банды «Черная кошка». В центре сюжета — циничный, но преданный своему делу Глеб Жеглов и честный идеалист Володя Шарапов, пытающиеся распутать сложнейший клубок загадок, который неминуемо должен привести их к логову врага. Кино, обессмертившее имя Владимира Высоцкого, подарившее нам столько крылатых фраз и показавшее, как создаются шедевры на все времена.
«Место встречи изменить нельзя», конечно, захватывающий детектив. Но я смотрю его больше как фильм, в котором разбираются этические проблемы. Это и знаменитая сцена с кошельком, подброшенным Жегловым карманнику Кирпичу, и его же выстрел в бандита — бывшего сослуживца Шарапова, и осуждение, которому подвергли герои лейтенанта Соловьева, из-за трусости которого погиб его товарищ. Фильм о людях, которые в материальном плане жили куда хуже нас, но все свое время, все свои силы посвящали тому, чтобы сделать мир лучше. И это очень достойный пример для подражания», — рассказывает Инна Шевченко.
Ректор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Александр Федоров рекомендует:
«Еще нет»
Последний фильм классика японского кино и выходца из самурайской семьи Акиры Куросавы о профессоре немецкого языка Хяккэне Утиде, оставившем преподавание ради писательской карьеры. Однако его начинают преследовать неудачи, и преодолеть их герою помогают бывшие ученики, удивительные отношения с которыми и есть главная тема фильма. Ребята заботятся об Утиде и считают его настоящим профессором. В честь дня рождения бывшего преподавателя они даже организуют праздник «Еще нет», название которого означает, что профессор еще жив, несмотря ни на что.
«Это фильм великого режиссера о хороших людях», — резюмирует Александр Федоров.
Ректор Сибирского федерального университета Максим Румянцев рекомендует:
«Свой среди чужих, чужой среди своих»
Приключенческий фильм 1974 года, режиссерский дебют Никиты Михалкова. Действие происходит сразу после окончания Гражданской войны. Пятеро бывших красных офицеров вступают в схватку с бандитами, которые ограбили поезд с золотом, предназначавшимся для покупки хлеба голодающим. Один из членов команды подозревается в предательстве, и теперь пытается доказать свою невиновность.
«Из фильмов я любил и люблю советский кинематограф, в частности «Свой среди чужих, чужой среди своих». А так мое студенчество пришлось на период видеосалонов с боевиками. Мы тогда часто покупали фильмы на видеокассетах, но в приоритете оставались фильмы в хорошем качестве, ставшие классикой российского и западного кинематографа», — говорит Максим Румянцев.
Ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Виктор Кокшаров рекомендует:
«Девять дней одного года»
Работа советского режиссера Михаила Ромма 1961 года, одна из знаковых картин этого десятилетия. Два молодых ученых-ядерщика — экспериментатор Гусев и скептик Куликов — влюблены в одну девушку, хотя дружат уже много лет. В результате научных экспериментов Гусев получает смертельную дозу радиации, однако продолжает работать над поиском научной истины, несмотря на предупреждения врачей. Алексей Баталов, сыгравший Гусева, был признан лучшим актером года.
«Моя студенческая юность приходилась на первую половину 80-х годов. Казалось бы, самое тяжелое время, время тотального дефицита. Но мы были молоды, полны надежд. У нас были потрясающие преподаватели, которые верили в будущее. А самое главное, мы были воспитаны на лучших примерах замечательной советской литературы, фильмах, которые выходили в то время. Были воодушевляющие фильмы об ученых, такие как «Девять дней одного года», где демонстрировались примеры самоотверженности, служения своему делу и всепоглощающей страсти к науке», — рассказывает Виктор Кокшаров.
Ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий рекомендует:
«Холодное лето пятьдесят третьего…»
Криминальная драма 1987 года. В центре сюжета — два бывших политзаключенных, сражающихся с бандой амнистированных уголовников, пришедших в глухую сибирскую деревню. На дворе 1953 год, время больших перемен в обществе и всплеска преступности по причине массовой амнистии заключенных. Важное кино о том, какими разными могут быть люди и как личный выбор определяет личность.
«Сильнейшее впечатление на меня произвел фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…». Это как раз тот период, когда переосмыслялись процессы, которые были в Советском Союзе. Очень эмоциональный фильм, особенно если учесть, что это одна из последних ролей Анатолия Папанова, и очень глубоко сыгранная. Кино позволяет изучать то, что происходило в стране в 30-е, 40-е, 50-е и особенно после смерти Сталина», — сказал Дмитрий Ендовицкий.
Ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Елена Кудряшова рекомендует:
«Пролетая над гнездом кукушки»
Художественная драма Милоша Формана 1975 года, экранизация романа Кена Кизи. Ведущий асоциальный образ жизни Рэндл Макмерфи пытается избежать тяжкого тюремного труда и переводится в психиатрическую больницу, где всем заправляет суровая медсестра Рэтчед. Появление героя приносит хаос в рутинную жизнь пациентов и работников заведения, а бунтарский дух Макмерфи ставит под угрозу авторитет женщины, не привыкшей к сопротивлению установленным правилам.
«В центре сюжета дерзкий вызов героя-одиночки существующему истеблишменту, нонконформистский конфликт. Главного героя, олицетворявшего собой бунтарский дух Америки 60-х, сыграл Джек Николсон. Кстати, фильм получил «Оскар» в пяти номинациях», — отмечает Елена Кудряшова.