Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Мадонна, ананас и шелка

Сегодня у нас в качестве иллюстрации очередной темы по истории костюма выступает... Мадонна с младенцем! Я редко использую религиозную живопись в этом качестве уже хотя бы потому, что библейских героев было принято изображать в нарядах с некими фантазийными элементами; для того, чтобы показать - действие происходит в далёкие времена. Однако и современные художникам эпохи Средневековья и Ренессанса детали костюмов там тоже можно найти. И вот сегодня давайте полюбуемся одной такой чудесной деталью.

"Принесение во храм", неизв. мастер, 1500-е. (с) Из коллекции Прадо (Мадрид)
"Принесение во храм", неизв. мастер, 1500-е. (с) Из коллекции Прадо (Мадрид)

Небольшое изображение рассматривать нет смысла. Детали раскрываются только если смотреть вблизи - или в хорошем разрешении. И в данном случае речь о тканях. Ах, какие узорчатые ткани!..

Цветная основа из шёлка насыщенного цвета, слева тёмного, справа - тёмно-красного, и её фактически не видно, поскольку вся она заткана шёлковыми нитями, переплетёнными с позолоченными. И в результате ткань кажется золотой, а основа только проступает тончайшим контуром узоров. Умопомрачительные ткани! И совершенно реальные. Другое дело, что позволить себе подобные могли только монархи - ну или же кто-то из их окружения.

"Принесение во храм", неизв. мастер, 1500-е. (с) Из коллекции Прадо (Мадрид). Деталь.
"Принесение во храм", неизв. мастер, 1500-е. (с) Из коллекции Прадо (Мадрид). Деталь.

Из подобной ткани, например, сделано легендарное золотое платье королевы Маргрете (подробнее о нём - здесь). А если присмотреться к платью Марии, то среди узоров можно обнаружить... Ананас! Причём весьма реалистично изображённый. Мотивы с ананасами, гранатами и прочей экзотикой регулярно были тогда весьма распространены.

"Принесение во храм", неизв. мастер, 1500-е. (с) Из коллекции Прадо (Мадрид). Деталь.
"Принесение во храм", неизв. мастер, 1500-е. (с) Из коллекции Прадо (Мадрид). Деталь.

И обратите внимание, как дивно сочетаются тона и фактуры! Синий бархат Марии, зелёный - алтаря, красное покрывало служанки с двумя горлицами, белое священническое одеяние Симеона, и... золото. Благодать для глаз, в общем. Можно представить себе восхищённого зрителя, который, конечно, должен думать о божественном... Но и этот пир для глаз его, несомненно, восхищал.

"Принесение во храм", неизв. мастер, 1500-е. (с) Из коллекции Прадо (Мадрид). Деталь.
"Принесение во храм", неизв. мастер, 1500-е. (с) Из коллекции Прадо (Мадрид). Деталь.

Да и сегодня восхищает.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory