Найти тему
Наталья Баева

Кто назначил классиков - классиками?!

Смешной вопрос? А между тем его постоянно задают читатели. Кто - недоумённо, а кто и возмущённо:

- Почему мы должны мучиться и мучить детей, разбираясь в душевных метаниях бездельников из позапрошлого века?

- Почему надо считать образцом человеческой породы того, кого современники терпеть не могли?!

- А этого бездаря в школе проходят только потому, что он был против законной власти!

- Да у нас в восемнадцатом веке вообще писать не умели! Но надо же кого-то в школе проходить? Вот и вытащили нескольких косноязычных...

- С тех пор столько всего написали актуального! Насколько же детям было бы проще и интереснее писать сочинения по Гарри Поттеру...

И можно ли разделить литературу как способ увлечь-заинтересовать - и литературу как науку? Если в школе необходимо и то, и другое?

Всех узнали?
Всех узнали?

Думаю, выход есть.

Систематическое изучение русской классики, со всеми её "бездельниками и бездарями", начинается не ранее восьмого класса (а по-настоящему - с девятого). А чем, собственно, заняты школьники на уроках чтения в начале большого пути? Чем на "внеклассном чтении" или "родной литературе" в средних классах?

Из года в год повторяется один и тот же набор обязательных авторов (Пушкин-Лермонтов-Некрасов). Чуток биографических сведений - и по паре стихотворений от каждого. А вся остальная программа такова, что и программой считать невозможно: хаос, в котором намешано всего по чуть чуть. Немножко "зарубежной литературы", немножко о "ваших сверстниках до революции", щепотка юмора от современных поэтов...

Что можно иметь против каждого из этих авторов? Да ничего. Просто непонятно, почему на страницах учебников соседствуют Андерсен, О*Генри, Лесков, Хармс, Грин... Они же для разного возраста! (По правде говоря, они вообще писали для взрослых).

Так разве не логично было бы привести программу начальных и средних классов в соответствие с возрастом?

Первый - второй класс - это сказки.

-3

Третий - сказочные повести, четвёртый, когда начали изучать историю - исторические рассказы... Дальше - Библиотека приключений, фантастика, психологическая повесть... Что мешает сделать литературу в средних классах ... интересной? Но при этом не развлекательно - интересной, а фундаментом под нашу серьёзнейшую классику?

Вижу только одно препятствие, точнее, подводный риф...

Если в первом классе прочесть "Колобка" - и весь остаток урока посвятить обсуждению, "чему нас учит "Колобок"...

Если потребовать сравнительную характеристику сестриц Элли и Энни из Изумрудного города...

Если удариться в обсуждение "двух правд и двух Россий" после прочтения исторических повестей Сергея Алексеева...

Если коллективно готовиться к сочинению о классовой ограниченности Атоса...

Если проанализировать причину повышенной религиозности Дика Сенда...

Если аккуратно подводить к выводу о бессмысленности, тупиковости Хогвартса как образовательной системы...

Не получим ли мы в итоге ненависть вместо любви? Ненависть не просто к классике не по возрасту, а к литературе вообще?

Скажете, "всё зависит от учителя?" Отчасти верно, но не будем делать вид, что Министерство и прочие РОНО здесь вообще не при чём. Да и учителей, которым "самим интересно", всё же никогда не хватало.

-4

Но как люди выходили из положения прежде? Как в потоке литературы "вылавливали" то, что могли полюбить? Не для программы - для себя?

Некрасов вот досадовал, что читают не "Белинского и Гоголя", а "Блюхера и Милорда глупого". Но ведь - ЧИТАЮТ! Так не присмотреться ли повнимательнее, кто же они, эти "милорды", благодаря которым общество вообще научилось находить удовольствие в чтении?

Кто у нас считался лучшим драматургом в восемнадцатом столетии? Княжнин.
А кого тогда называли "русским Гомером"? Хераскова.
Самый читаемый прозаик пушкинской поры - Бестужев-Марлинский.
Лучшим поэтом при жизни Пушкина считали Бенедиктова.
Как ни любили читатели Гоголя, но куда ему до популярности Загоскина!
Сетуя на слабо представленный у нас авантюрный жанр, вспоминаем ли мы Вальтмана?
Не было у нас детской литературы? А как же Ростопчина?

-5

Примеры можно множить и множить.

Что же общего у всех этих литераторов, которых теперь считают вторым, если не третьим эшелоном литературы? В отличие от эшелона первого, они не ставили "космических" вопросов, не формировали вкусов публики, не работали на будущее. Они отвечали тем запросам, которые УЖЕ сформировались. Говорили с читателем о том, что ему интересно сегодня, сейчас.

-6

Интересны ли "Марлинские и Ростопчины" сегодня?

ДА! Проблема лишь в том, что классиков не может, не должно быть много. Десятка три - больше сознание "среднего" школяра просто не вмещает.

Вот и получается, что классиков "назначает" некое "коллективное бессознательное" в союзе с Министерством: отбирается очень небольшой круг авторов, не знать которых = не стать представителем своего народа.

(А о "необязательном втором эшелоне" продолжение следует.)