Когда читала про то, как мародеры ворвались в Центральный государственный музей Казахстана, чтоб разжиться копьями и мечами саков и гуннов, сразу удивилась.
Думаю, зачем им какие-то древние штуки-дрюки, когда есть гладкоствольное оружие и гранатометы. Странные какие-то - во всех отношениях - боевики.
Зашла на страницу музея и увидела большую статью о том самом их не экскурсионном визите в музей. Правда, на казахском языке, которым я не владею.
Взяла переводчик в помощь и узнала массу любопытных подробностей. (Если автомат подвел, знатоки языка, поправьте, пожалуйста, буду только благодарна. Оригинал здесь.)
Рассказывает о нескольких часах ужаса как раз та самая, отбившая атаку без холодного оружия заместитель директора музея Бибигуль Дандыгараева.
В музее, по ее словам, 5 января, когда всё и случилось, оставалось только семь человек. Остальных от греха подальше отпустили по домам. Около 16 часов в вестибюль ворвались около 200 преимущественно молодых людей, которым она громким голосом прокричала, чтоб они ничего не трогали. Однако электронные устройства те успели повредить.
В толпе нашелся человек, который стал говорить другим:
- Все эти вещи - драгоценное наследие, оставшееся от наших предков. Не ломайте. Если мы сожжем их, в нашей истории ничего не останется. Завтра всё это пригодится.
И, успокоив толпу, спросил, где Золотой человек. А это, друзья мои, величайшая драгоценность, символ Казахстана. Иссыкский принц, казахстанский Тутанхамон, алтын адам. Найден во времена СССР.
Более 4 тысяч украшений из листового золота было нашито на одежду, обувь и головной убор принца (возможно, и принцессы, пол не определен до сих пор). Нашли тогда в неразграбленном могильнике золотое и бронзовое оружие.
Ой, извините, увлеклась, полезла в археологические источники. Страшно интересно!
Короче, толпа интересовалась, где мечи, где золотые вещи. Бибигуль им ответила, что оригинала Золотого человека в музее нет. Помогло то, что включено было только дежурное освещение и в залах царил полумрак, в котором сложно что-то рассмотреть.
Женщина встала в середину толпы и продолжала уговаривать ничего не трогать. Кто-то от сотрудников услышал, как один из ворвавшихся сказал: "Давайте её убьем". Но в это время некоторые из них совершали религиозные обряды и воцарилась тишина. А после молитвы все замолчали.
В районе пяти часов пришли два человека в черных пальто. "Хорошо одетые прямые люди" поговорили с руководителем группы, сказали, что уезжают в аэропорт Алма-Аты. А когда вернутся, то музей станет их штабом.
Когда примерно 200 злоумышленников находились в музее, в его подвале были спрятаны 15 сотрудников правоохранительных органов, раненые во время атаки на мэрию. "Они были беспомощные и добрые, как маленькие дети. Мы смотрели на них и плакали". Двое сотрудников музея оказывали им медицинскую помощь.
Один из нападавших был особо подозрительным. Как я поняла, женщина пыталась развлечь его рассказами, как могла, чтоб он не обнаружил раненых.
В девять вечера толпа покинула музей.
"Два дня мы охраняли наше национальное достояние. Сейчас я дома. Не знаю, почему ко мне так отнеслись (нападавшие) - потому что я женщина или потому что меня поддерживали сотрудники музея и дух моих предков. Мы выжили, но такой страшной ситуации не было в моей жизни никогда".
Теперь ей кажется, что это был страшный сон.
А мне кажется, что по прошествии времени журналисты найдут эту мужественную женщину и ее коллег. И расскажут всю эту историю во всем ее драматическом объеме.
Она того заслуживает. Правда?