В настоящей статье мы хотим рассмотреть пять слов из третьего выпуска «Словаря русского языка XI – XVII вв.». Их выбор не случаен: каждое из них обладает большим количеством лексических значений. Некоторые из них помогает установить исторический (церковнославянский) подкорпус национального корпуса русского языка.
В этой связи любопытным видится сравнение церковнославянских и современных русских значений.
Восставить
Итак, глагол воставити (восставити, вставити) в упомянутом словаре имеет целых десять значений, основные из которых следующие:
- Поднять, поставить на ноги;
- Исцелить (от телесного недуга);
- Воскресить, оживить;
- Привести в прежнее состояние, восстановить, обновить (разрушенное, опустошенное);
- Породить, возбудить (вражду, злобу).
Иже тридневным своим, и богоносным воскресением падшаго праотца воставив, востави и мене грехом поползшагося, образы мне покаяния предлагая – такой отрывок содержится в молитвах ко Святому Причащению. Здесь воставив и востави передают следующий смысл: Иисус Христос через свою Смерть и Воскресение обновил человека, вернул его в прежнее состояние в том смысле, что теперь нет преграды между Богом и человеком. Однако требуются усилия, чтобы усвоить плоды искупительного подвига Спасителя. Поэтому в молитве человек просит помощи в восстановлении, обновлении образа Божия, который запечатлен у каждого человека в сердце.
Показательно, что этот же глагол приводится в совершенно другом контексте и имеет иное лексическое значение. В Деяниях святых апостолов описывается следующий случай: Посем воста Иуда Галинениянин во дни написания, и отвлече люди довольны в след себе: и той погибе, и вси елицы послушаша его, разсыпашася (Деян. 5:37). Иными словами, Иуда Галинеянин восстал, поднял бунт, устроил мятеж против римской власти, породил вражду.
Русский писатель Ф. Сологуб в романе «Капли крови (Навьи чары)» приводит такое рассуждение: «Над косным, безобразным миром восставить единую волю – подвиг, еще не свершенный». Глагол восставить понимается как восстановить, установить, а само значение определяется исходя из контекста.
Восходить
Следующий глагол – восходити – среди прочих имеет следующие значения:
- Подниматься вверх, восходить. Возноситься на небо;
- Появляться над горизонтом;
- Вступать в должность;
- Иметь своим началом, вести свое происхождение.
Первым человеком, увидевшим Воскресшего Христа, была Мария Магдалина. В разговоре с ней Спаситель обращается к Марии: Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20:17). Христос дает понять, что его человеческое естество уже устремлено ввысь, оно восходит, возносится на небо, но сначала Он должен явиться своим ученикам.
Хочется привести отрывок не только из Священного Писания, но и из Церковного Предания: Восходящего на епископское наместие жена… в монастырь да не внидет (48-е правило Трулльского Собора). Здесь восходящий используется в значении «вступающий в должность».
Русский философ И. Ильин в статье «О русской идее» так определил ориентир для русского народа: «Нам надо не отталкиваться от других народов, а уходить в собственную глубину и восходить из нее к Богу». Данный отрывок дает понять, что глагол «восходить» в современном русском языке может пониматься не только буквально, но и с некоторым оттенком как «возвышаться», «устремляться вверх».
Время
Теперь рассмотрим основные значения существительного время – по «Словарю русского языка XI – XVII вв.»:
- Время;
- Отрезок времени, период, пора;
- Срок; указание; назначенное время;
- Благоприятная пора, подходящий, удобный момент;
- Год.
Воздвигни мя во время благопотребно к твоему славословию, яко Благ и Человеколюбец, – такие слова можно услышать во время чтения великого повечерия. Здесь, с одной стороны, существительное время используется в привычном для нас понимании. С другой стороны, просьба подразумевает вставание на молитву в благоприятный, подходящий момент, например, когда на человека ополчаются (восстают) бесовские силы или злые люди.
В значении срок существительное время употребляется, например, в книге Бытия: Время всякого человека прииде пред Мя, яко наполнися земля неправды от них (Быт. 6:13). Конечно, речь идет о событиях времен Ноя – о том, как злодеяния людей переполнили всякую меру и пришел срок положить конец их нечестию.
В современном русском языке под временем понимают как и само его течение, ход, так и определенный хронологический промежуток. Например, И. Бродский в стихотворении «Сонет» говорит: «Не путай одинаковые дни и рифмы. Потерпи, повремени! А Время уж не спутает границ!» Надо отметить, что анализируемое слово выступает в роли имени собственного. Через олицетворение автор определяет время как нечто живое, выступающее в роли действующего лица.
Вред
Следующее существительное – вред – обилие смыслов:
- Нарыв, язву;
- Болезнь (чаще с кожным симптомом, с изъявлением, струпьями);
- Ущерб, убыток, вред;
- Предосудительная страсть; порок, грех;
- Яд, лекарство.
Священное Писание говорит, что пророку Исаии было откровение свыше исцелить царя Езекию от болезни: И рече Исаиа: да возмут перевясло смоквей и да положат на вред, и изцелеет (4 Цар. 20:7). Понятно, что лекарство было положена на язву, от которой страдал царь.
Значение «мор, болезнь» имеет существительное вред в эпизоде из книги Чисел: И преста вред от сынов Израилевых (Числ. 25:8). Болезнь и поражение от нее были посланы израильтянам по причине нарушения завета с Богом: один из них взял в себе жену-иноплеменницу, что было строго запрещено.
В повести В. Солоухина «Капля росы» значение вытекает из контекста: «Она бросалась в самую гущу драки и висла на шее у любимого, чем, однако, чаще всего приносила ему вред, так как связывала его движения». Выражение приносить вред понимается как «усугублять, вести к ухудшению», то есть здесь преобладает буквальный смысл.
Высокий
Завершаем анализ значений слов прилагательным высокий. Предоставим его основные смыслы:
- Высокий;
- Большой, значительный по размерам, количеству;
- Обладающий большим саном, властью; могущественный, великий;
- Возвышенный, полный, глубокого содержания, значения;
- Гордый, надменный, заносчивый.
В кондаке святителю Николаю Мирликийскому поется: Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Святитель смирением приобрел нечто высокое, то есть возвышенное, духовное, удаленное от мирского и суетного.
Похожее значение налицо в отрывке из Цветной Триоди – книги, используемой в богослужении в пасхальный период: Высоким проповеданием, Божию Церковь услышим вопиющу. Высокой или возвышенной, полной глубокого содержания является церковная проповедь, ведь она говорит о Боге, необходимости восстановить личные отношения с Ним.
Приведем еще один пример использования прилагательного высокий в церковнославянском тексте: Аз бых, братие, вина твоему ослеплению, поведах ти смерть, хотя души твоей пользу сотворити и высокий твой разум на смирение привести (Киево-Печерский патерик, слово о преподобном Марке Пещернике). Высоким, то есть гордым, надменным, заносчивым, представляется разум несмиренного человека.
Это прилагательное, безусловно, встречается в текстах писателей, которых можно назвать нашими современниками. Например, К. Паустовский в произведении «Повесть о жизни. Бросок на юг» употребляет выражения высокий, очень худой грузин с тонким лицом, высокий подъем у ноги, у него очень высокий тенор.
Таким образом, прилагательным передаются внешние данные: размер, величина роста, продолжительность части тела, высота звука и т.п.
Подводя итог, хочется отметить, что значение слова – это нечто живое, органичное, способное изменяться. Где-то это происходит кардинальным образом, где-то слова продолжают сохранять многогранность смыслов, но приобретают новые оттенки, некоторые слова сохраняются в первоначальных значениях. Так или иначе, понять значение слова можно только в контексте.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #русский язык #значения слов
Текст подготовил Тихон Овчинников.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»