Свое первое имя теплоход получил в честь одного из основателей Коммунистической партии Финляндии Тойво Антикайнена.
В документах он фигурировал как «Антикайнен» даже при официальной смене названий. После модернизации на Петрозаводе, где его переоборудовали в тральщик, он был и ТЩ-73, и ТЩ-48, и Т-45.
- Во время войны судно участвовало в проводке конвоя из семи кораблей из Таллина в Кронштадт, на его счету также спасение людей с транспорта «Тобол» и танкера Т-12.
- Выполнял «Антикайнен» и прямые обязанности — занимался тралением и перевозками грузов и личного состава.
В ночь на 26 августа 1944 года тральщик отправился с острова Лавенсаари к острову Нерва. Он должен был доставить оружие и боеприпасы для усиленной десантной роты и артиллерийской батареи. Уже на подходе его атаковала немецкая подводная лодка U-745.
В тральщик попала торпеда. При взрыве погибли 19 человек, 13 членов экипажа были ранены.
- Затонувшее судно обнаружили специалисты НЦПИ в 2002 году в районе острова Нерва. Он был отснят с помощью гидролокатора бокового обзора.
С тральщика также подняли артефакты, которые позднее передали в Музей истории Кронштадта. В 2019 году корпус обследовала команда ЦПИ РГО и отсняла объект с помощью многолучевого эхолота.
- Корпус стоит на глубине 23 метра на ровном киле. Снаряд разрушил кормовую часть, но рубка и нос сохранились.
В настоящий момент в России хранится только один корабль-памятник судов этого типа — буксир «Ижорец-8». Он находится в экспозиции музея «Дорога жизни» в поселке Осиновец. Однако данный тральщик в ходе войны использовался только как буксир при перевозках по Ладоге.
Затонувший «Антикайнен» вызывает особый интерес, поскольку «Ижорцев», переоборудованных в тральщики, в музеях не сохранилось.
#историязатонувшихкораблей #цпирго #антикайнен