Замечательная книга. Прочтешь пролог, и становится ясно даже простаку, кому дано писать об истории Франции, а кто обречен только читать. Кто не проводил каникул во Франции, и не катался по Провансу на велосипеде, и не общался с Жаном Кокто, Луизой де Вильморен и Кристианом Бераром, и чей папа не первый лорд Адмиралтейства, и не посол Великобритании во Франции, тому не стоит и браться.
Конечно, история Франции значительно выиграла от таких очаровательных подробностей, как диалог тогда еще юного и голодного автора с генералом де Голлем по поводу яблочного пирога. Впрочем, на том фуршете автор появился совсем не случайно, а именно в качестве сына посла Великобритании, о чем и заботливо известил читателя. Хочется спросить, вот только не знаю – кого, а не родился ли еще тот образованный и культурный англичанин, сын высокопоставленных родителей, близких к сильным мира сего, который напишет «Краткую историю России»? Ждем-с.
О «темных временах» автор пишет очень сжато, что и понятно, источников-то маловато. Как он сам отмечает в прологе, эта книга написана не для профессионалов, которые не найдут в ней ничего нового, а для «большинства людей», знания которых об истории Франции поразительно фрагментарны. На взгляд человека из этой категории, знакомого с историей Франции по романам Мориса Дрюона, Дюма-отца и «Остров пингвинов» Анатоля Франса, такой подход весьма разумен, и, надо сказать, в целом автор с задачей справляется. Но есть несколько вопросов.
Гуннов, нахлынувших в Европу в V столетии, автор называет монголами и полными варварами, в отличие от готов и вандалов, которые, по мнению автора, не полные варвары, а портрет гуннского вождя, Аттилы, рисует столь подробно и такими живыми красками, как будто знаком с ним лично.
До вторжения в Европу о гуннах известно было разве только китайцам, для которых варварами были все кроме них. Называли ли китайцы гуннов монголами? Возможно, но не более того. В Европе же образованной публике о монголах стало известно лишь после путешествия Плано Карпини, в середине XIII столетия, а всем остальным после завоевательных походов Батыя и других потомков Чингис-хана. Было ли что-то общее у тех монголов с гуннами Аттилы? В этническом, разумеется, плане? Помимо того, что и те и другие были степняками и лошадниками? Возможно, и не более того.
Хорошо, оставим кочевников Льву Николаевичу Гумилеву и вернемся во Францию темных времен. До эпохи Карла Великого на пространствах Галлии ничего заметного не происходит. Ни нация, ни государство еще не сложились. Но есть предпосылки к их формированию. В этой связи невозможно преувеличить благотворное влияние Римской империи на становление французской нации и французского государства. Знания, культура, образование, дороги, города, водопровод и канализация, все это было получено галлами и Галлией от римлян. А несколько позднее и христианство. Да и почва, надо сказать, для этого посева была благодатной. Помимо собственно почвы, прекрасной земли с прекрасным климатом, обильно снабженной реками, омываемой теплым морем с одной стороны и океаном с других сторон, было и соответствующее население, пока еще не народ, но молодое, смелое, предприимчивое, готовое учиться.
От эпохи Карла Великого до Великой же Французской революции протянулась цепочка Каролингов, Капетингов, Валуа и Бурбонов. Междуусобные войны, крестовые походы, один из которых, четвертый по счету, завершается взятием Константинополя и разорением Византии, бывшей в то время христианской страной ( об этом позорном факте автор умалчивает чисто по-английски), столетняя война, войны за веру, Фронда, изгнание евреев, отмена крепостного права…
А между тем нация формируется, мужает, создает мощное централизованное государство и выходит на первую роль в Европе. При этом несколько смущает обилие англичан на страницах «Истории Франции». Правду сказать, истории этих двух стран переплетены довольно тесно. Но с историей Англии мы и так уже знакомы по романам Вальтера Скотта, поэтому, мне кажется, автор напрасно потратил столько усилий, живописуя нам отвратительные черты таких личностей, как Ричард Львиное Сердце, брат его, Джон Английский и др. К истории Франции они конечно имеют отношение, особенно Ричард, который, будучи королем Англии, знал только один язык, французский, но косвенное. Впрочем, на странице 148 автор спохватывается. «Однако эта книга об Истории Франции, а не Англии», пишет он.
Заметные вехи этого периода – Филипп II Август, Людовик Святой, Филипп Красивый, Людовик XI, Франциск I, при которых увеличивалось в размерах государство и укреплялось единовластие, а при последнем из них получили развитие культура и искусство, началось французское Возрождение. Франция стала вровень со Священной Римской Империей (германской нации), что привело к затяжному конфликту и войне, которая закончилась битвой при Павии и пленением Франциска I. Но выяснение отношений между империей и королевством на этом не закончилось и тянулось еще долгие годы.
При Франциске же был заключен союз с Блистательной Портой, который положил начало особым союзническим отношениям на триста последующих лет и испортил немало крови другим европейским государствам, в том числе и России. При нем же начались гонения на инаковерующих, вылившиеся затем в религиозные гражданские войны, сильно подорвавшие мощь государства, и прекратившиеся лишь при Людовике XIII.
Не забудем упомянуть и о резне гугенотов (так называли во Франции протестантов) в Варфоломеевскую ночь, которая пришлась аккурат на 24 августа 1592 г.; и 30 тысяч погибших в результате этого мероприятия; и Нантский эдикт Генриха IV, уравнявший в правах католиков и гугенотов; и кардинала де Ришелье, Армана дю Плесси, положившего конец религиозным войнам и подготовившего Францию к новому соперничеству с Империей и к появлению на исторической сцене гениального актера, «Короля – Солнце», Людовика XIV, который, вступив на престол 4-х летним ребенком, правил бесконечных 72 года. Время последних Валуа и первых Бурбонов великолепно описано в романах Дюма, а «Виконт де Бражелон» прямо таки энциклопедия эпохи солнечного короля. Если кому-то в творении Норвича не хватает драматургии, то отсылаю прямо к «Виконту». Не важно, читали ли Вы этот роман раньше или нет, читайте – не пожалеете. При Людовике XIV Франция непрерывно воевала. Одна лишь война за испанское наследство длилась 11 лет. При нем расцвели науки, искусства, литература, в том числе философская, архитектура, при нем государство достигло вершины могущества, и он же оставил наследникам истощенную страну с нищим крестьянством, разоренным третьим сословием, если под ним подразумевать ремесленников и буржуазию, и вырождающимся дворянством.
Приблизительно в таком же «блестящем» состоянии оставил Францию, прощаясь с нею, Наполеон. Но об этом позже. Сейчас пришло время Французской революции. О ней, помимо вклада Норвича, накопилось такое море всякого рода литературы, что в нем может утонуть даже профессиональный пловец, а не только неискушенный читатель, к коим мы себя и относим. Ограничусь небольшим предисловием и справкой.
Предисловие: в годы, непосредственно предшествующие революции, король, Людовик XVI, и королева, Мария-Антуанетта, или, лучше сказать, королева, Мария-Антуанетта, и король, Людовик XVI, а так же аристократия и духовенство сделали все для того, чтобы она (революция) произошла. Помимо неуемного мотовства королевы и патологической нерешительности короля, необходимо упомянуть и о том, что два сословия, аристократия и духовенство, были освобождены от налогов. Но даже когда революция началась, они, напротив, не сделали ничего, чтобы изменить ее течение.
Теперь справка: революционный процесс, который длился достаточно долго, можно разделить на этапы тремя датами: 14 июля 1789 года, народное восстание, взятие Бастилии, приход к власти конституционалистов (крупная либерально-монархическая буржуазия); 10 августа 1792 года, народное восстание, низвержение монархии, приход к власти жирондистов (крупная республиканская буржуазия); 31 мая – 2 июня 1793 года, восстание низов, приход к власти якобинцев. Далее: бессудные убийства, Робеспьер, террор, казни, Конвент, новый календарь с его жерминалями и термидорами, реакция, Директория, войны освободительные, Наполеон, войны захватнические, реставрация. Самого Людовика, уже не короля, а гражданина, казнили по обвинению в государственной измене еще 21 января 1793 года, жену его отправили на эшафот 16 октября того же года. С соблюдением каких–никаких процедур, в отличие от России-матушки, где неугодных самодержцев отправляли в мир иной, не заморачиваясь юридическими тонкостями.
Наполеон Бонапарт, корсиканское чудовище, удивительно работоспособный человек, полководец, император, национальный герой Франции. Все, что надо было о нем написать в рамках «Краткой истории», Джоном Норвичем написано. Он шагал от победы к победе, от триумфа к триумфу, дошагал таким образом, не проиграв ни одного сражения, до отречения 4-го апреля 1814 года и ссылки на Эльбу, вернулся на сто дней, потерпел поражение при Ватерлоо, и был сослан, на этот раз окончательно, на остров Св. Елены, от греха подальше. Произошло восстановление «законной» династии Бурбонов, вернулись из эмиграции уцелевшие аристократы, о которых кто-то метко сказал: «Они ничего не забыли и ничему не научились». Сменилось несколько королей, произошло несколько революций, не столь кровопролитных, как в 1789 году, но все же; на смену монархии пришла республика, а 21 ноября 1852 года Франция, быстро устав от республики, в результате референдума (!) вручила себя новому императору, племяннику предыдущего, Наполеону III.
Наполеон III вместе с Жоржем Османом перестроил Париж, победил Россию в Восточной (или Крымской) войне, затем победил Австрию, подготовив тем самым, как ее поражение в последовавшей вскоре войне с Пруссией, так и собственное поражение в Франко-Прусской войне. 19 июля 1870 года Франция, легко поддавшись на провокацию Бисмарка, объявила войну Пруссии, а уже 1 сентября того же года капитулировала, причем сам император попал в плен, где и просидел в довольно комфортных условиях до марта 1871 года, после чего воссоединился с семьей уже в Англии, этом вечном прибежище эмигрантов. Но в коем, спустя каких-то 50 лет, английским народом (ха-ха!) было отказано Российскому императору Николаю II.
Император Наполеон III капитулировал, а Франция еще сопротивлялась довольно долго, до января 1871 года, потом сдалась и она, уморенная голодом. Прусская армия вошла в Париж, короля Вильгельма I Прусского объявили императором (кайзером) немцев. Произошло это событие в Зеркальном зале Версальского дворца, в резиденции французских королей – безжалостная пощечина, навеки запечатлевшая отпечаток грубой тевтонской длани на нежной французской физиономии.
Затем последовала очередная революция со всеми присущими ей ужасами, в Париже власть захватили коммунары, правительственные войска взяли Париж штурмом. Боевые действия сопровождались безобразными эксцессами с обеих сторон, поджогами общественных зданий и массовыми бессудными расстрелами. С коммуной было покончено в конце мая 1871 года захватом кладбища Пер-Лашез, последнего очага сопротивления коммунаров. Всего в дни Парижской коммуны погибло до 20 тысяч человек. Наступило время Третьей республики.
В последние десятилетия XIXвека республиканская Франция стремительно превратилась в колониальную империю, подобрав остатки с британского стола: в Африке - Тунис, Алжир, Марокко, Сенегал, Мали, Берег Слоновой Кости, Чад; в Индокитае – Вьетнам, Лаос, Камбоджа.
Во внешней политике сменила курс и вступила в стратегический союз с Англией и Россией (Антанту) в надежде найти противовес растущей мощи германской нации, объединенной наконец усилиями Бисмарка в единую империю. Что и привело в конечном счете к I Мировой войне. Немцы рассчитывали на быструю победу, как и в 1870 году. Не вышло. Французы держались стойко в битве на Марне, в битве при Ипре, где немцы впервые применили отравляющий газ, в битве при Вердене, которая длилась практически весь 1916 год. В апреле 1917 года в войну на стороне Антанты вступили США, что дало союзникам решительный перевес, несмотря даже на потерю России, которая вышла из игры после переворота 1917 года, успев все же перемолоть на своем фронте немало немецких дивизий. 11 ноября было подписано перемирие, а в следующем году состоялась мирная конференция, завершившаяся Версальским договором. Победители поделили призы, больше всех досталось Франции. Россию на конференцию, как водится в таких случаях, не пригласили.
Между мировыми войнами Франция боролась за повышение рождаемости, оккупировала Рурскую область Германии, обвинив последнюю в нарушении Версальского договора, восстанавливала промышленное производство, пережила дело Ставиского, связанное с финансовыми махинациями в верхах. Общество расслоилось, не было единым, набирали силу фашистские организации, а с другой стороны – радикальные социалисты, присутствовали на политической сцене и коммунисты, и монархисты, и республиканцы. Не было только довольных. Как и заведено во Франции, все были против. В таком состоянии подошла Третья республика ко Второй мировой войне и, соответственно, к своему бесславному концу.
Но еще до Второй мировой произошел ряд событий, в которых Франция последовательно уступала Германии, уже надевшей на себя фашистскую униформу. Эту униформу надел на нее Гитлер, пришедший к власти 1933 году в результате свободного волеизлияния немецкого народа на демократических выборах. Сначала последовало занятие немецкими войсками Рейнской области в 1936 году в нарушение Версальского договора. Франция промолчала. Британия тоже. В 1938 году произошел аншлюс Австрии. Со стороны союзников – молчок. Наконец Мюнхенская сделка 29 сентября 1938 года между Гитлером, Муссолини, Чемберленом и Даладье по поводу Судетской области, которая была отторгнута от Чехословакии на том основании, что населена в основном немцами. Уважительная причина! А уже 15 марта 1939 года Германия оккупировала всю(!) Чехословакию. Союзники – молчок! Чехословакия, впрочем, тоже.
В сентябре 1939 года настала очередь Польши. Союзники, Франция и Британия, мучимые раскаянием и осознавая, что именно они выпустили зверя из клетки, объявили войну Германии. И что вы думаете? Начались ожесточенные боевые действия, наподобие сражения под Верденом? Нет же. Началась странная война без боевых действий, по выражению Черчилля «сидячая война». Для чего она была нужна Германии понятно, надо было добить Польшу и приготовиться к дальнейшей агрессии. А вот что высиживали союзники – Бог весть. Закончилось это сидение ожидаемо: в мае 1940 года Германия атаковала Францию, обойдя линию Мажино с севера, попутно оккупировав Бельгию, Люксембург и Нидерланды. Франция продержалась до 22 июня. Итог потерь: 92 000 убитых, 200 000 раненых, 2 000 000 пленных и три пятых территории. Англия эвакуировала свои войска с континента. Оставшиеся две пятых территории Франции контролировало марионеточное правительство маршала Петэна, героя предыдущей войны. Послушно выполняя указания победителей.
Возник вопрос, что делать с французским военным флотом, значительная часть которого стояла на якоре в гавани Мерс-эль-Кебир на побережье Северной Африки. Англичане придумали, что сделать: они открыли огонь и потопили французские корабли вместе с экипажами, чтобы те не достались немцам. Вот только не пишет Джон Норвич, французы отвечали на огонь союзников или нет.
Потом было отважное Сопротивление, прокалывание шин у немецких автомобилей, сотрудничество честных французов с английскими диверсантами и другие подвиги. Смотрите фильм «Большая прогулка» с Луи де Фюнесом и Бурвилем. Был де Голль. Между тем союзники, начиная с 1942 года, тщательно готовились к открытию второго фронта в Европе. Но открыли его почему-то сначала в Африке, потом в Сицилии, потом в Италии. И наконец высадились в Нормандии, в июне 1944 года, когда стало совершенно ясно, что пришло время делить плоды победы над Германией. На конференции «Большой тройки» в Ялте приняли решение выделить для Франции после победы зону оккупации в Германии (самого де Голля на конференцию не пригласили), а так же постоянное место в Совете Безопасности ООН. То есть приняли ее в состав стран-победительниц.
Вот, собственно, и все, слава Богу! Если бы знал, что так затянется эта «Краткая история», то и не начинал бы. Конечно, маловато классовой борьбы. Похоже, что Маркса Норвич не читал. Да, особо чувствительные натуры, не забудьте прочитать эпилог. Вам понравится. Вот теперь точно все.