Найти тему
Истории в миниатюрах

Жизнь как подвиг, жизнь как чудо

Имя этого художника было забыто. Да это и понятно- он писал иконы. Из иконописцев мы знали, наверное, только Андрея Рублева. Религиозная тема была долгие годы не популярна. Умер он в 1916 году, ничего героического совершить не успел, (ни одного портрета Ленина). Из своего далекого от столицы села, никогда не выезжал. Да и был калекой, а во времена СССР о инвалидах говорить было не принято. Только земляки художника хранили о нем память, бережно сохраняли работы, а когда не осталось в живых тех, кто знал его лично, память о нем оставили своим детям. А ведь сама жизнь этого человека – подвиг, свидетельство того, что чудеса существуют и их можно творить собственными руками, даже тогда, когда руки отсутствуют.

В 1858 году в крестьянской семье Журавлевых, в селе Утевка, Самарской губернии, родился мальчик. У ребенка не было рук и ног. Крестьянка, родившая такого сына, с горя побежала топиться вместе с новорожденным. Спас от греха женщину ее отец, (имя этого человека история сохранила, звали его Петр Васильевич Трайкин,) он забрал внука к себе. Крестил Григорием и воспитывал как мог.

В шесть лет на своей лошади отвез Григория в сельскую школу, где тот очень быстро научился читать. Но учиться Григорию Журавлеву пришлось не очень долго, дед умер и добираться до школы стало невозможно. Мир не без добрых людей. Сельский учитель Троицкий, принял активное участие в судьбе столь необычного ученика. Он стал приходить к Григорию домой и учить мальчика писать, рисовать, сумев разглядеть в талантливом пусть и больном ребенке огромное желание и интерес к образованию.

Григорий так научился красиво писать, держа карандаш во рту, что односельчане стали приходить к нему с просьбой написать письмо или прошение. А рисовать Гриша любил всегда, еще будучи совсем маленьким, кубарем скатываясь с крыльца дедовского дома, прутиком, который держал во рту рисовал на земле все, что видел вокруг.

В 15 лет вместе с братом отправился в город Самара, напросились в ученики к художнику Травкину. Тот не смог отказать столь необычному ученику , поселил у себя и дал несколько уроков, а брата научил смешивать и растирать краски.

Единственная фотография Григория Журавлева со своим братом Афанасием
Единственная фотография Григория Журавлева со своим братом Афанасием

Вернулись в родное село, закупили все необходимое для работы. Помогали бабушка и брат, бабушка мыла и готовила кисти, брат мастерил доски для иконописи и сделал специально приспособленный стол для работы. Григорий начал с копирования других мастеров, а в последствии выработал свой неподражаемый стиль. Работы Григория Журавлева стали называть «нерукотворными».

По счастливой случайности губернатор Самарской губернии Александр Дмитриевич Свербеев был страстным собирателем икон. И как-то в руки ему попалась работа мастера из села Утевка . Губернатор купил несколько работ и лично познакомился с Григорием Журавлевым. Работы Журавлева стали очень популярны среди богатых купцов и промышленников Самары, художник стал получать заказы. А губернатор пожаловал ему пожизненную пенсию в размере 25 рублей, иноходца и тарантас с летним и зимним выездом.

В 1884 году во время аудиенции у императора губернатором Свербеевым, икона «Святитель Николай Чудотворец» была подарена цесаревичу Николаю. Эта икона храниться сейчас в Эрмитаже. Сохранилось и сопровождающее письмо художника к будущему императору России.

"Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу. Ваше Императорское Высочество покорнейше и усердно прошу Ваше Императорское Высочество, что я, крестьянин Самарской губернии Бузулукского уезда с. Утевка Григорий Журавлев от всего моего сердца желаю поднести Вашему Императорскому Высочеству икону-Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками по той причине, что от своей природы не имею силы и движения в руках и ногах своих. Ваше Императорское Высочество, покорно прошу Вашего Имени принять сию икону, которую я подношу к Вашему Императорскому Высочеству от всей моей души и любви ".

Икона подаренная цесаревичу Николаю
Икона подаренная цесаревичу Николаю

Цесаревичу Николаю икона понравилась, дар был принят, художнику было пожаловано 100 рублей.

А вот еще интересный случай, связанный с иконописцем. В 1965 году реставратор из Югославии Здравко Кайонакович, отправил запрос в Государственный Архив СССР, письмо было такого содержания:

«В1963 году в Сербской православной церкви в селе Пуричиц около Тузлы была обнаружена икона, исполненная маслеными красками на доске, на ней изображены первые славянские учителя Святые Кирилл и Мефодий со свитками в руках. «Сею икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев их села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий, года 1885, 2 июля.»

Икона, так поразившая сербского  реставратора
Икона, так поразившая сербского реставратора

Далее реставратор просил прислать сведения об этом иконописце, поверить, что так профессионально мог работать художник без рук, было трудно. Получил подтверждение, что да был такой необычный иконописец, главным делом жизни которого была роспись храма в родном селе. Сербский реставратор в последствии написал несколько статей о живописце, стал изучать его творчество и благодаря этому в СССР тоже вспомнили о этом человеке.

В 1885 году в родном селе Григория начали строительство храма «Святыя Живоначальной Троицы». Журавлев расписывал стены и купол.

На специальном подъемнике, к которому ремнями был пристегнут художник его поднимали на высоту, приходилось лежать на спине, держа кисть в зубах, работал лежа. Помогали два помощника, которые подавали и меняли кисти и двигали люльку с мастером в разных направлениях. Работу приходилось прерывать каждые два часа, от напряжения у Григория сводило челюсти так, что только теплый компресс помогал их разомкнуть. На теле и затылке образовывались кровоточащие язвы, ремни натирали тело в кровь. Крошились зубы, падало зрения. Работа длилась несколько лет. Закончить работу ему удалось.

Умер Григорий Журавлев в 1916 году, от скоротечной чахотки. Был похоронен в ограде храма, который строил, скромный крест с надписью: «Се Человек».

После Октябрьской революции, храм пытались разрушить и даже взрывали. Устоял. В 1934 году в почти разрушенном храме устроили хранилище зерна. Какой –то умник из сельсовета отправил иконы Журавлева на колхозную пасеку, для того чтобы сделать ульи для пчел. Жители села по ночам появлялись на пасеке и меняли на иконы доски из своих хозяйств. Рисковали все: пасечник, крестьяне, но позволить уничтожить «нерукотворные» иконы не могли. Прятали в своих домах, хранили тайно много лет.

В 1989 году храм в селе Утевка передали верующим. Началось восстановление, всем миром, всем селом. Восстановили колокольню, самому большому колоколу дали имя Григорий. А земляки иконописца принесли иконы Журавлева, несли в дар, (хотя иконы стоили уже очень больших денег), люди исполняли волю и желание своих родителей, бабушек и дедушек, которые не смогли дожить, но очень хотели это сделать и многие годы берегли и хранили.

 Восстановленный храм в селе Утевка самарской области
Восстановленный храм в селе Утевка самарской области

На родине Григория Журавлева теперь есть музей, там хранятся альбомы с эскизами его работ. Оказывается, что он был безответно влюблен, в молодую женщину Екатерину Грачеву, она была замужем и имела детей. Икону Богоматери он писал именно с нее. У всех женских лиц на иконах Журавлева лицо этой крестьянки. И почти все рисунки в альбомах посвящены ей. Икону Богоматери, названную «Утевская Богоматерь» найти так и не удалось, считается, что она находится в частной коллекции. Остался только эскиз.

Утевская  Мадонна
Утевская Мадонна

Сейчас храм восстановлен и действует. За творческое наследие иконописца Григория Журавлева сейчас беспокоиться не стоит, его «нерукотворные» иконы есть в монастырях, музеях, появляются на выставках.

Такими людьми наша страна научилась гордиться. Но подвиг жизни его, в том, что он доказал нам, рукастым и ногастым, живущим в очень благоприятных условиях, то, что Человек может ВСЕ.