Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Что было в шкафах у княгинь и цариц: 34 исторических платья в одной статье, не пропустите

Оглавление

Гардеробы Татьяны Юсуповой, Марии Федоровны и Александры Федоровны, платья великих княжон Ольги и Татьяны — плюс лучшие образцы трех ведущих модных домов России начала XX века. Я за время жизни канала сделал уже целую серию публикаций про исторический женский костюм. Ну и что они все лежат на дальних полках?

Стряхнул пыль с крепдешина, развесил все в одном шкафу, добавил то, что еще не публиковал — вуаля, 34 уникальных экспоната для вашего удовольствия. На новогодних каникулах есть время неспешно их рассмотреть.

Съемка © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Обработка, коллаж — КВ

Гардероб княгини Татьяны Юсуповой

Недолгая жизнь Татьяны Александровны Юсуповой, урожденной графини Рибопьер (1829-1879) четко делится на два периода: любви и смерти.

Сначала она стала героиней истории, на годы расколовшей высший свет Российской империи. Подростковое увлечение двоюродным братом, молодым князем Колей Юсуповым, переросло в упрямую страсть. Молодые люди отказывались от любых предложений руки и сердца, и настаивали на своем кровосмесительном союзе.

Мать Николая была против и прятала сына на Кавказе. Отец Татьяны — наоборот, просил за молодых императора. Александр II был готов одобрить исключительную связь, но протестовал Синод... В общем, когда Тане было уже 27-м (а ее избраннику — 29), они обвенчались в глуши и сбежали во Францию. Тогда княгиня Таня была счастлива, носила светлые платья и много путешествовала.

Платье утреннее (неглиже) княгини Татьяны Юсуповой. Кисея, около 1856 года
Платье утреннее (неглиже) княгини Татьяны Юсуповой. Кисея, около 1856 года

Потом они вернулись в Петербург, Татьяна родила дочь Зину, а потом и сына Бориса. А потом Боря умер от скарлатины. После этого княгиня начала болеть, чахнуть, носить темное и бесформенное.

В 49 лет умерла от диабета на вилле «Татьяния» у Женевского озера.

Николай Борисович пережил супругу на 12 лет, на нем мужская линия рода князей Юсуповых и закончилась.

Гардероб императрицы Марии Федоровны

Супруга Александра III, урожденная датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар, была красавица, осознавала это — поэтому любила яркие платья и балы (к неудовольствию мужа).

«В ее гардеробе было как минимум два дошедших до наших дней платья довольно рискованного сочетания красного с черным», — комментируют специалисты Эрмитажа.

Но в марте 1917-го, когда ее сын Николай отрекся от престола, Мария Федоровна была в Киеве, где инспектировала госпитали. Не заезжая в Петербург, бывшая вдовствующая императрица уехала сначала в Крым, а в 1919 году — домой в Данию.

Весь ее гардероб остался в России и ныне составляет гордость коллекции светского костюма Государственного Эрмитажа.

Гардероб императрицы Александры Федоровны

Датскую принцессу на российском престоле сменила немецкая. Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессенская (1872-1918) стала Александрой, и тоже Федоровной.

Александра делала все, что требовалось от жены Николая II — танцевала на балах, наносила визиты. Все это она, в целом скучная особа, делала в довольно пестрых платьях. Знатоки говорят, что в конце 19 века дамы вдруг полюбили веселенькие расцветки.

В каждом столетии случаются свои восьмидесятые — помните наши? Певица СиСи Кейтч в розовом батнике навсегда в моем сердце.

Но на самом деле императрица не любила светскую жизнь. С молодости Александру Федоровну мучали крестцовопоясничные боли, в отдельные моменты она даже не могла ходить.

После рождения наследника Алексея здоровье императрицы было окончательно подорвано и она целые дни проводила в этом вот плюшевом капоте, мягком домашнем платье.

Продукция ведущих домов моды Петербурга и Москвы

Если Мария Ф. предпочитала французских модельеров, то Александра Ф. уже всю семью одевала у местных портных. Только в столице Империи тогда было 120 домов моды и крупных ателье с именем, процветала и Москва. Упомяну только три центра моды той эпохи.

Самый громкий — модный дом Альбера Бризака (француза по крови, но русского уже во втором поколении). По руководством Бризака на Малой Конюшенной, дом 8, работали 60 портних.

«Вся одежда, начиная от матросок, которые носили маленькие Великие Княжны, до платьев и манто, которые они носили, будучи молодыми девушками, выпускалась домом Бризак», — сообщает очевидец.

А вот уроженка Полтавы Анна Гиндус. Она стартовала с позиции ученицы швеи в парижском модном доме Paquin, а к 1910-м в ее собственном ателье в столице России уже одевались все легкомысленные люди Петербурга. Сверкающие воздушные платья, сочетания несочетаемого, ручное декорирование — Париж для Гиндус не прошел даром..

Ну и, конечно, нельзя не вспомнить Надежду Петровну Ламанову — мастера, при упоминании о которой у историков моды возникает счастье на лице. Тоже self made woman, пророк трендов и повелительница вкусов.

Художник Георгий Леман писал: «Как-то я сказал ей: «Надежда Петровна, вы — гениальны!» На что она, как бы удивившись, что в этом можно сомневаться, ответила: «Конечно!»

Все показанные мной платья — из коллекции Эрмитажа, но не представлены в его постоянной экспозиции. Что-то можно увидеть, купив экскурсионную путевку в реставрационно-хранительский центр Эрмитажа «Старая деревня», а что-то — только на выставках, или здесь, в этой публикации.

С прошедшими вас праздниками — и с наступающим новым рабочим сезоном! До весны осталось 54 дня.