Найти тему

Крейсер "Аврора" - что осталось от оригинального корабля.

Доброго времени суток!

Мне как человеку, интересующимся историей, всегда были интересны образцы старинной архитектуры или инженерии, а также образцы техники.

Давайте сегодня поговорим про крейсер "Аврору", а точнее - про то, что сейчас есть на крейсере от оригинала. Попробуем разобраться, что там нового, а что сохранилось оригинального, от начала 20 века, после ремонта 1984-1987 гг.

Немного теории.

Внешний вид крейсера на 1903 год.

Давайте подробнее посмотрим на схему корабля образца 1903 года.

Вид крейсера на 1903 и 1910 гг.

-4

Вид на 1917 год.

-5

К моменту ремонта в 1984-87 гг. было решено придать крейсеру вид на 1917 год.

-6

Устройство крейсера на 1917 год.

Вот такая вот прекрасная моделька, показывающая Аврору как раз на 1917 год.

-8

Вот список утраченных элементов, которые надо было восстановить в ходе ремонта.

Таким образом, например, вернули историческое якорное устройство - становые якоря Холла с внешней навеской.

Как видно из схемы, процесс отдачи якоря занимал много времени и был довольно сложным.

Оригинальные бортовые фрикционные шпили (вместе со шпилевой машиной и цепными ящиками) сохранились. Они располагаются на батарейной палубе.

Средний шпиль и шпиль для швартовых не сохранились.

Напомню, что до этого (с 30-х годов) якоря втягивались в клюзы.

-13

А рабочее якорное оборудование (шпили и якрные цепи) располагались на палубе бака.

-14

А также различные элементы оснастки и элементов интерьера. Например, был восстановлен командирский салон и его элементы.

Вот схема внутренних помещений на 1987 год.

-16

И сравнение планировки 1905 г. и 1984 г.

-17

При ремонте 1984 года было отрезано старое днище крейсера.

По этому поводу существует множество слухов, легенд и откровенных фальсификаций. Например, о том, что Аврора была залита в бетон. Или что в Петербурге стоит не настоящая Аврора, а макет.

Оригинальное днище действительно было отрезано.

При этом броневая (карапасная) палуба была сохранена.

-19

Для понимания хочу показать схему, где видно, как старые конструкции встроили в новое днище.

-20

Новое днище было приварено к корпусу чуть выше ватерлинии (разрез А), а вот внутренние конструкции - вставлены вплоть до зоны Б. То есть внутри почти все основные палубы - оригинальные.

Там до сих пор видны конструкции корпуса на заклепках.

Почему днище пришлось отрезать? Посмотрите на устройство подводной части корабля. Это был один из последних кораблей русского флота с медно-деревянной обшивкой корпуса.

К стальному корпусу крепилась деревянная обшивка (насквозь болтом!), а сверху все зашивалось медными листами.

-23

И за несколько воин, ремонтов, а также в следствие подтопления в годы войны, коррозия просто разъела металл днища.

-24

Поэтому было решено сохранить корабль на плаву и просто заменить ему днище на новое.

Еще раз хочу уточнить, что латать там уже было нечего.

А вот что осталось от оригинальной подводной части.

-26

Вот так новое днище выглядело в ходе докового ремонта 2014 года.

И уже заново покрашенное.

-28

Обратите внимание на сохранившееся перо руля. Оно деревянное и обшито металлом.

А вот так этот элемент показан на замечательной модели.

-30

А еще сохранились оригинальные элементы - бронзовый форштевень (обрамление киля корабля).

-31

Вот он крупным планом.

-32

А вот здесь сопряжение элементов старого и нового крупным планом.

Линия приварки нового днища к старому корпусу проходит чуть выше технологического слива и визуально выделяется по тектсуре.

-33

И вот здесь выше носового торпедного аппарата хорошо видно место сращивания старого и нового корпусов, эдакая "заплатка".

-34

Что же еще сохранилось на крейсере?

Давайте покажу на вот этом рисунке.

-35

Фиолетовый - оригинальные конструкции.

Голубой - конструкции, отреставрированные или восстановленные в 1980-х на момент 1917 г.

Оранжевый - музейная зона.

Желтый - системы жизнеобеспечения крейсера и техническая зона.

Розовый - те элементы, которые необходимо добавить или изменить, чтобы поставить крейсер на ход.

А вот статья о том, какие работы нужно было провести на крейсере в ходе ремонта.

-36

Таким образом, мы видим процент оригинальных и восстановленных элементов.

Многие надстройки (трубы, вентиляционные раструбы и прочие элементы) были воссозданы в 80-х. Что-то отреставрировано, что-то подобрано под эпоху, что-то воссоздано с нуля. Но здесь надо учитывать, что эти элементы за всю историю службы крейсера и ранее неоднократно ремонтировались и менялись.

Но и оригинал, безусловно, остался. И не так уж и мало, если посмотреть. Особенно учитывая, что крейсеру 120 лет. И если вспомнить непростую и сложную судьбу корабля, то вообще чудо уже то, что корабль дошел до наших дней.

О других элементах крейсера я расскажу в следующей публикации.

#история #флот #крейсер аврора #балтийский флот #реставрация

Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.