Доброго времени суток!
Мне как человеку, интересующимся историей, всегда были интересны образцы старинной архитектуры или инженерии, а также образцы техники.
Давайте сегодня поговорим про крейсер "Аврору", а точнее - про то, что сейчас есть на крейсере от оригинала. Попробуем разобраться, что там нового, а что сохранилось оригинального, от начала 20 века, после ремонта 1984-1987 гг.
Немного теории.
Внешний вид крейсера на 1903 год.
Давайте подробнее посмотрим на схему корабля образца 1903 года.
Вид крейсера на 1903 и 1910 гг.
Вид на 1917 год.
К моменту ремонта в 1984-87 гг. было решено придать крейсеру вид на 1917 год.
Устройство крейсера на 1917 год.
Вот такая вот прекрасная моделька, показывающая Аврору как раз на 1917 год.
Вот список утраченных элементов, которые надо было восстановить в ходе ремонта.
Таким образом, например, вернули историческое якорное устройство - становые якоря Холла с внешней навеской.
Как видно из схемы, процесс отдачи якоря занимал много времени и был довольно сложным.
Оригинальные бортовые фрикционные шпили (вместе со шпилевой машиной и цепными ящиками) сохранились. Они располагаются на батарейной палубе.
Средний шпиль и шпиль для швартовых не сохранились.
Напомню, что до этого (с 30-х годов) якоря втягивались в клюзы.
А рабочее якорное оборудование (шпили и якрные цепи) располагались на палубе бака.
А также различные элементы оснастки и элементов интерьера. Например, был восстановлен командирский салон и его элементы.
Вот схема внутренних помещений на 1987 год.
И сравнение планировки 1905 г. и 1984 г.
При ремонте 1984 года было отрезано старое днище крейсера.
По этому поводу существует множество слухов, легенд и откровенных фальсификаций. Например, о том, что Аврора была залита в бетон. Или что в Петербурге стоит не настоящая Аврора, а макет.
Оригинальное днище действительно было отрезано.
При этом броневая (карапасная) палуба была сохранена.
Для понимания хочу показать схему, где видно, как старые конструкции встроили в новое днище.
Новое днище было приварено к корпусу чуть выше ватерлинии (разрез А), а вот внутренние конструкции - вставлены вплоть до зоны Б. То есть внутри почти все основные палубы - оригинальные.
Там до сих пор видны конструкции корпуса на заклепках.
Почему днище пришлось отрезать? Посмотрите на устройство подводной части корабля. Это был один из последних кораблей русского флота с медно-деревянной обшивкой корпуса.
К стальному корпусу крепилась деревянная обшивка (насквозь болтом!), а сверху все зашивалось медными листами.
И за несколько воин, ремонтов, а также в следствие подтопления в годы войны, коррозия просто разъела металл днища.
Поэтому было решено сохранить корабль на плаву и просто заменить ему днище на новое.
Еще раз хочу уточнить, что латать там уже было нечего.
А вот что осталось от оригинальной подводной части.
Вот так новое днище выглядело в ходе докового ремонта 2014 года.
И уже заново покрашенное.
Обратите внимание на сохранившееся перо руля. Оно деревянное и обшито металлом.
А вот так этот элемент показан на замечательной модели.
А еще сохранились оригинальные элементы - бронзовый форштевень (обрамление киля корабля).
Вот он крупным планом.
А вот здесь сопряжение элементов старого и нового крупным планом.
Линия приварки нового днища к старому корпусу проходит чуть выше технологического слива и визуально выделяется по тектсуре.
И вот здесь выше носового торпедного аппарата хорошо видно место сращивания старого и нового корпусов, эдакая "заплатка".
Что же еще сохранилось на крейсере?
Давайте покажу на вот этом рисунке.
Фиолетовый - оригинальные конструкции.
Голубой - конструкции, отреставрированные или восстановленные в 1980-х на момент 1917 г.
Оранжевый - музейная зона.
Желтый - системы жизнеобеспечения крейсера и техническая зона.
Розовый - те элементы, которые необходимо добавить или изменить, чтобы поставить крейсер на ход.
А вот статья о том, какие работы нужно было провести на крейсере в ходе ремонта.
Таким образом, мы видим процент оригинальных и восстановленных элементов.
Многие надстройки (трубы, вентиляционные раструбы и прочие элементы) были воссозданы в 80-х. Что-то отреставрировано, что-то подобрано под эпоху, что-то воссоздано с нуля. Но здесь надо учитывать, что эти элементы за всю историю службы крейсера и ранее неоднократно ремонтировались и менялись.
Но и оригинал, безусловно, остался. И не так уж и мало, если посмотреть. Особенно учитывая, что крейсеру 120 лет. И если вспомнить непростую и сложную судьбу корабля, то вообще чудо уже то, что корабль дошел до наших дней.
О других элементах крейсера я расскажу в следующей публикации.
#история #флот #крейсер аврора #балтийский флот #реставрация
Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.