"Гениальный художник", "потрясающий душу талант", "великий русский художник" - эти и многие другие эпитеты постоянно появляются рядом с фамилией Суриков.
Итак, краткая биография:
В. И. Суриков родился в Красноярске в казачьей семье. Надо сказать, что это сильно повлияло на творчество художника, часто обращавшегося к темам казачества и религиозного раскола (многие староверы прятались от преследования официальной церкви по бескрайним просторам Сибири, потому истории, рассказанные ими, остались в памяти сибиряков).
Ключевую роль в становлении Василия Ивановича как художника сыграло то, что в училище он оказался в числе учеников художника и учителя рисования Н. В. Гребнева, который и обратил внимание на талант юноши.
Тем не менее, его творческая карьера чуть было не прервалась после смерти отца ( Иван Васильевич умер в 1859 году от туберкулеза). Едва окончив училище, В. И. Суриков должен был устроиться в губернскую канцелярию, чтоб прокормить семью. Денег на дальнейшее образование у будущего художника не было, потому второй судьбоносной встречей стало знакомство с известным золотопромышленником и меценатом П. И. Кузнецовым, который и оплатил дорогу и обучение юноше.
Творчество Василия Ивановича Сурикова знакомо каждому из нас со школьной скамьи: "Утро стрелецкой казни", "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем" и "Переход Суворова через Альпы" получили невероятную известность. Тем не менее, нам совсем не рассказывали об истории этих произведений, источниках: все, что мы знаем - это исторические сюжеты. Сегодня мы поговорим, вероятно, о самой известной картине художника, о "Боярыне Морозовой".
Итак, что же изображено на картине и кто такая Морозова?
Феодосия Прокофьевна Морозова была женой (а затем и вдовой) Глеба Ивановича Морозова, родственника правящей династии Романовых. Потому, несмотря на то, что Феодосия Прокофьевна не одобряла реформы Никона (которые царь Алексей Михайлович поддерживал), долгое время ей при дворе ничего не угрожало. Пока царь отнимал и возвращал назад ее поместья, Феодосия занималась благотворительностью, вела активную переписку с протопопом Аввакумом и помогала юродивым и беглым старообрядцам.
Тем не менее, после того, как боярыня Морозова не пришла на свадьбу царя с Натальей Нарышкиной, а послам, уговаривающим принять "новую веру", ответила решительным отказом, ее схватили и отправили в заключение, где Феодосия Морозова и умерла. Именно момент перевоза боярыни и изобразил на своем полотне Суриков.
Надо сказать, что тот интерес, с котором зрители восприняли полотно, был вызван не только художественной ценностью произведения, но и аллюзиями, которые они видели в данной работе. В 1870-1880 - х годах тема становления женской личности и роли женщины в обществе становится весьма актуальна, чему способствуют открытие бестужевских курсов (1878 г), давших девушкам возможность получить высшее образование, приход женщин в науку (С. Ковалевская) и даже участие представительниц прекрасного пола в революционном движении (С. Перовская). Образ сильной женщины, имевшей влияние и силы противостоять самому царю не мог пройти мимо общественности, хоть и нет никаких оснований полагать, что сам автор закладывал в свое полотно подобную аллюзию.
Такие драматические сюжеты в живописи часто подразумевают некий конфликт (например, на другой картине Сурикова "Утро стрелецкой казни" явно противостояние рыжего стрельца и царя), но в данном случае этот конфликт не так уж и очевиден. В данном случае противостоящими лицами на картине являются сама осужденная героиня и народ, но, тем не менее этот самый "народ" у художника не представляет собой какую-то безликую, однородную массу, он состоит из множества лиц и различных эмоций: одни ей сочувствуют, но словно боятся заступиться, а другие открыто выражают ненависть, иронию и глумление. Особое место в композиции занимает фигура юродивого, который без страха отвечает раскольнице двуперстным знамением.
Несмотря на разнородность и многоликость изображения, сама Боярыня выделяется из толпы, образ ее напоминают черную ворону на снегу, которой, согласно воспоминаниям, художник и вдохновлялся. Весь облик Феодосии Морозовой выражает силу, властность, несгибаемость - волевой профиль, рука, крепко держащая сани, демонстративно вознесенное двуперстие. Ее взгляд, острое, словно бы лишенное жизни лицо, внушают трепет и некий страх.
Интересно также то, что взгляд героини направлен не на толпу, собравшуюся рядом с санями, а вверх, за пределы полотна. Возникает ощущение, что этот жест предназначен не столько окружившим её людям, сколько кому-то, сидящему в доме, может быть, самому царю Алексею Михайловичу.
Об искусстве, с любовью,
Tallirr.
#Tallirr_об_искусстве.