В мире существует множество проектов от «пузырьковых барьеров» до плавающих дронов, которые направлены на то, чтобы остановить пластиковое загрязнение до того, как оно достигнет океана.
Самое известное устройство — Bubble Barrier — это всего лишь стена из пузырьков. Аппарат булькает в воде и отталкивает пластик в одну сторону, позволяя рыбам и другим диким животным оставаться невредимыми.
Технология, созданная голландской фирмой и уже используемая в Амстердаме, проходит испытания на реке Дору в Португалия.
Здесь применены последние технологии, разработанные для поиска экологичных способов удаления и обработки речного пластика до того, как он попадет в море.
Пластик может распространяться в результате стихийных бедствий, цунами. Но реки несут регулярные потоки пластика в океаны. Исследование, проведенное в 2017 году, показало, что 90% всего пластика, попадающего в мировой океан, переносится по 10 рекам (две в Африке — Нил и Нигер, а остальные восемь — в Азии: Ганг, Инд, Жёлтый, Янцзы, Хайхэ, Жемчуг, Меконг и Амур).
По оценкам, ежегодно реки выносят в океан от 0,8 до 2,7 млн тонн пластика. Это эквивалентно от 66 000 до 225 000 штук двухэтажных автобусов.
Без барьеров речные течения несут пластик прямо в море, где с ним становится гораздо сложнее бороться: отходы часто плавают на огромные расстояния. Вот почему некоторые ученые призывают приложить больше усилий, чтобы в первую очередь остановить попадание пластика в реки.
Исследование 2020 года показало, что «значительного сокращения» пластика в океане можно добиться, только не допустив его попадания в море, или за счет комбинации речных заграждений и других устройств для очистки.
Еще одно устройство по очистке рек от пластика — Mr Trash Wheel. Аппарат работает на токах и солнечной энергии. Длинные стрелы с погруженными в воду юбками направляют отходы в центральный узел, где грабли зачерпывают их на конвейерную ленту, которая размещает их на барже, собирая за день более 17 тонн.
После заполнения баржа забирает отходы для энерогутилизации, хотя есть надежда, что в конечном итоге собранные отходы можно будет отсортировать и переработать.
Interceptor — плавучее устройство на солнечной энергии, разработанное некоммерческой организацией The Ocean Cleanup. Это барьер, направляющий пластик на конвейерную ленту, а шаттл распределяет его по пяти бортовым мусорным бакам.
Другая конструкция, Azure, разработанная британским стартапом Ichthion для работы в реке, может удалять до 80 тонн пластика в день с помощью чувствительных к приливу боновых заграждений, которые направляют пластик к точкам извлечения вдоль берега. Пластик перерабатывается в хлопья для вторичной переработки.
Еще одно изобретение WasteShark — «аквадрон» с электронным управлением, который буквально охотится на пластик и может отхватить до 350 кг за раз. Используя алгоритмы Немецкого исследовательского центра искусственного интеллекта, WasteShark автономно перемещается и возвращается к своей док-станции, куда и складывает собранный пластик и чтобы перезарядиться.
Речные ловушки TerraCycle, установленные в некоторых из 1600 загрязненных каналов Бангкока, улавливают до 2,5 тонн отходов в день, помогая перерабатывать пластик, а не отправлять его на свалку.
Немецкий стартап Plastic Fischer установил TrashBooms на водных путях в Индонезии, Индии и Вьетнаме. Он выступает за низкотехнологичный и недорогой подход, используя сетчатые и поплавковые барьеры местного производства для сбора отходов.