Народное отношение к личности Иосифа Сталина – неоднозначно. Одни считают его справедливым управленцем. Другие – тираном, погубившим сотни человеческих жизней.
Люди боялись приходить к генсеку с просьбами. А уж предъявлять претензии или жалобы и подавно. Но простой советский учитель Владимир Мартышин написал Сталину письмо, в котором пожаловался на его сына Василия. Что ответил ему генсек?
Нерадивый ученик
Мальчику было всего 11 лет, когда не стало его матери – Надежды Аллилуевой. Похоронив супругу, Сталин перебрался в кремлевскую квартиру, оставив детей на родственников и экономку.
По сути, воспитанием Василия занимался Николай Власик, начальник охраны Сталина, и его подчиненные.
Василий, будучи взрослым, вспоминал, что такое воспитание, в котором не было ни отца, ни матери, наложило на него весомый отпечаток. «Няньки» это понимали и пытались по-своему баловать мальчишку.
Он учился в элитной школе с детьми военных и дипломатов. Учеником был нерадивым. Не отвечал на уроках, не готовил домашнего задания. В придачу обладал трудным характером. Зная, что все боятся отца, как огня, вел себя нагло и хамовато. Когда ему ставили плохие отметки, грозился покончить с собой.
Двойка
Учитель Владимир Мартышин учеников не делил. Не приготовился к уроку – получи соответствующую оценку. Он решил урезонить нерадивого ученика и поставил ему двойку за четверть по истории.
Директор, узнав об этом, был шокирован. Он вызвал педагога на ковер и в приказном порядке повелел исправить оценку. Однако Мартышин был не преклонен.
Тогда директор собственноручно в его присутствии исправил в табеле двойку на четверку, а после уволил.
Уволенный учитель получил плохую характеристику, с которой устроиться на работу в другое учебное заведение было просто нереально. Дома подрастало двое детей. Не имея возможность получить работу, Мартышин решился на рискованный шаг.
Письмо
Сидя дома и отчаявшись найти работу по специальности, Мартышин написал письмо Сталину. В нем он рассказал, как безобразно ведет себя в школе Василий, как безразлично относится к учебному процессу, и как покрывают это заискивающие перед мальчиком учителя и директор.
Спустя пару дней на пороге дома родственницы Мартышина, где он пребывал в гостях с семьей, появись двое сотрудников НКВД. Самого Владимира Васильевича дома не было. Его жена Адель Львовна предложила прибывшим расположиться в комнате и подождать там. Однако они отказались и вернулись в машину.
Те 2 часа, которые отсутствовал Мартышин, уехав в город по делам, Адель Львовна провела в волнении. Женщина решила, что сотрудники НКВД прибыли арестовать ее мужа.
Когда Мартышин подходил к дому родственницы, ему предложили присесть в машину, дабы разговор не услышали другие люди. В салоне автомобиля один из сотрудников передал учителю письмо, предупредив, что адресат пожелал оставить его содержимое в тайне.
Это письмо сегодня хранится в Архиве Президента РФ. Привожу к вашему сведению копию, которую обнародовал сын педагога.
«Преподавателю т. Мартышину.
Ваше письмо о художествах Василия Сталина получил. Спасибо за письмо. Отвечаю с большим опозданием ввиду перегруженности работой. Прошу извинения.
Василий – избалованный юноша средних способностей, дикаренок (тип скифа!), не всегда правдив, любит шантажировать слабеньких «руководителей», нередко нахал, со слабой или – вернее – неорганизованной волей. Его избаловали всякие «кумы» и «кумушки», то и дело подчеркивающие, что он «сын Сталина».
Я рад, что в Вашем лице нашелся хоть один уважающий себя преподаватель, который поступает с Василием, как со всеми, и требует от нахала подчинения общему режиму в школу. Василия портят директора, вроде упомянутого Вами, люди-тряпки, которым не место в школе, и если наглец Василий не успел еще погубить себя, то это потому, что существуют в наше стране кое-какие преподаватели, которые не дают спуску капризному барчуку.
Мой совет: требовать построже от Василия и не бояться фальшивых, шантажистских угроз капризника насчет «самоубийства». Будете иметь в этом мою поддержку.
К сожалению, сам я не имею возможности возиться с Василием. Но обещаю время от времени брать его за шиворот.
Привет!
И. СТАЛИН
8. VI. 38 г.».
Бытует версия, что директор спецшколы, в которой учился Василий Сталин, впоследствии был уволен. Учитель был восстановлен в должности.
К сожалению, фотографию Мартышина найти не удалось.
Подписывайтесь на мой канал!
Ставьте лайки!
Делитесь публикацией в соцсетях!