Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
А давненько мы с вами, судари мои хорошие, не отмечали на канале никаких юбилеев! Это мы-то, "камерный кружок любителей русской словесности" - так наш тесный мирок метко окрестила одна из постоянных читательниц! В последний раз, кажется, это было аж в октябре - чествовали экранизацию "Ионыча". Сегодня, поверьте, дата ничуть не менее примечательная, возможно, даже и более: 45 лет одной из самых тонких и максимально приближённых как к гоголевскому тексту, так и к самой атмосфере Петербурга первой половины XIX века - без пластиковых стеклопакетов, без обязательных фланирований у Петропавловской крепости, без чудовищных париков... и - самое главное! - с таким великолепным актёрским ансамблем, какой, кажется, и нарочно выдумать невозможно! "Женитьба" у нас, господа, нынче!
"Нет, я вижу, с тобой нужно говорить сурьезно: я буду говорить откровенно, как отец с сыном. Ну посмотри, посмотри на себя внимательно, вот, например, так, как смотришь теперь на меня. Ну что ты теперь такое? Ведь просто бревно, никакого значения не имеешь. Ну для чего ты живешь? Ну взгляни в зеркало, что ты там видишь? глупое лицо — больше ничего. А тут, вообрази, около тебя будут ребятишки, ведь не то что двое или трое, а, может быть, целых шестеро, и все на тебя как две капли воды. Ты вот теперь один, надворный советник, экспедитор или там начальник какой, Бог тебя ведает, а тогда, вообрази, около тебя экспедиторчонки, маленькие эдакие канальчонки, и какой-нибудь постреленок, протянувши ручонки, будет теребить тебя за бакенбарды, а ты только будешь ему по-собачьи: ав, ав, ав! Ну есть ли что-нибудь лучше этого, скажи сам?"
Уже отмечал на страницах канала, кажется, в рамках цикла же "Пропущенные юбилеи": разучились отечественные кинематографисты экранизировать русскую классику! И, казалось бы: сколь благодатна культурная почва, какие литературные основы, актёры классической советской театральной школы в помощь - не все ещё покинули нас, чтобы предстать перед судом самого сурового и справедливого зрителя... Но нет же! Либо всё опошлят до крайности, либо так классика перепишут, что, право же, неловко сделается, будто сам к этому киномизераблю причастен, либо с натурой и костюмами так подгадят, что поневоле на десятой минуте припомнишь матушек и батюшек участников сего действа, а чаще всего - всё вместе намешают... разве что не взбалтывают и не проворачивают до щелчка!
"Женитьба" одного из патриархов "Ленфильма" Виталия Мельникова - тот весьма редкий даже для советского кино, где что-то, а классику-то знали, как делать, - случай, когда в фильме прекрасно решительно всё! От довольно длинного (ах, подлиннее бы!) начального проезда камеры ещё одного мастера - оператора Юрия Векслера - за преследующим "хорошенькую" Кочкарёва до предельно лаконичной, скуповатой, но такой "гоголевской" атмосфернейшей музыки питерского "безумного" гения Олега Каравайчука.
Гоголевская проза сама по себе будто создана для буквально физического купания в ней, если же это делают актёры высшей пробы, подобные Олегу Борисову, Алексею Петренко, Вячеславу Стржельчику и Евгению Леонову... то тут уж просто руками разведёшь и ловишь каждое произнесённое их персонажами слово в опасении пропустить хоть что-нибудь!
Ни междометия худого не скажу про абсолютно эталонного Подколесина в исполнении Алексея Петренко, но - боже ж мой! - трудно и помыслить Кочкарёва превосходнее хоть на волос, чем тот, которого прожил (именно так! привычный глагол "сыграл" здесь попросту неуместен) феноменальный Олег Борисов, которому, кажется, вообще не свойственны были ни даже лёгкий наигрыш, ни перетягивание пребывания в кадре на себя, ни пустейшее (как это сейчас происходит в современных фильмах) "снялся тут в одной роли..." Жовиальный Кочкарёв Борисова - просто петербургский Чорт: он соблазняет, искушает, интригует, юлит, он вездесущ, он обаятелен, он играет судьбами человеков, и делает это с ловкостью опытного фокусника-престидижитатора из странствующего шапито.
Могу ошибиться, но, кажется, театральный режиссёр Юрий Бутусов это в трактовке Борисова подсмотрел и в спектакле-фантасмагории питерского театра Ленсовета " Город. Женитьба. Гоголь" появился Кочкарёв Сергея Перегудова - тоже Чорт, но уже в некотором роде инфернальный до эксцентрической крайности.
"...А славные все такие, хорошие, аккуратные. Первый Балтазар Балтазарович Жевакин, такой славный, во флоте служил, — как раз по тебе придется. Говорит, что ему нужно, чтобы невеста была в теле, а поджаристых совсем не любит. А Иван-то Павлович, что служит езекухтором, такой важный, что и приступу нет. Такой видный из себя, толстый; как закричит на меня: «Ты мне не толкуй пустяков, что невеста такая и эдакая! ты скажи напрямик, сколько за ней движимого и недвижимого?» — «Столько-то и столько-то, отец мой!» — «Ты врешь, собачья дочь!» Да еще, мать моя, вклеил такое словцо, что и неприлично тебе сказать. Я так вмиг и спознала: э, да это должен быть важный господин"
Зимний Петербург Мельникова в "Женитьбе" не параден: в нём нет ни блестящих гвардейских офицеров, глядя на него (вернее, лучше бы сказать - вглядываясь в него), не хочется воскликнуть "Нет ничего лучше Невского проспекта", он не мрачен, а именно - сумрачен и детализирован до такой степени, что и канавка у Семеновского моста (место элитное - вообще-то!) выглядит не очень-то и парадно, что даже на мундире Жевакина "аглицкого суконца" видны сурьёзнейшие изъяны, а на ночной рубашке холостякующего надворного советника Подколесина - прореха над подмышкою. В этом Петербурге промозгло, зябко, солнца, похоже, давненько не бывало, но это не нарочное сгущение красок, а, я бы сказал, своеобразная аутентичность эпохи. Вот ведь мило (и умилительно) сделать Петербург - как это нынче принято в стиле "романтик а-ля рюс" - этаким пристанищем сверкающих эполетами гвардионусов и дам в кринолинах. В том-то и фокус, что Мельников создал не "комедию", а, скорее, драму, над которой и "слезами обольёшься", и призадумаешься крепко, и героям - всем без исключения - посочувствуешь, как сочувствуешь всякому "маленькому человеку"; все герои "Женитьбы" - трогательно-несчастливы, причём - каждый по-своему. А Жевакина Евгения Леонова и вовсе хочется, утешая, погладить - как вышедшего в полнейший жизненный абшид плюшевого Винни-Пуха.
Одним словом, наш сегодняшний юбиляр - картина достойнейшая со всех точек зрения, и даже вполне подходящая на роль экранизации эталонной. Такой вкусной визуализации Гоголя вы ещё, верно, не едали: её хочется - как фруктовый леденец в детстве - перекатывать во рту языком и причмокивать от удовольствия (прошу извинить за натурализм). И, знаете, хорошо, наверное, что более за экранизацию "Женитьбы" никто не брался - ни до Мельникова, ни (слава Создателю!) после. Более того, вынужденно надеваю чёрную - до полу - мантию, воздеваю к небесам посох и взываю ко всем богам всех конфессий, включая Вестерос: пожалуйста, не надо! Просто забудьте, что такая пьеса существует! Вам её всё одно - несмотря на кажущуюся простоту - не осилить, а любой персонаж "Женитьбы" в исполнении современных лицедеев будет неизменно сравниваем со Светланой Крючковой, Бориславом Брондуковым или Валентиной Талызиной - и, ясное дело, не в пользу первых. А нам же - благодарным - в наследство достанется единственный (и драгоценнейший) опыт киноматериализации Великой Работы Великого Писателя.
С признательностью за прочтение, не вздумайте болеть (поверьте - в том нет ничего хорошего) и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Все предыдущие статьи цикла "Пропущенные юбилеи", равно как и самые удачные статьи и циклы канала - в кратком каталоге "Русскiй РезонёрЪ. Лучшее"