В своей пьесе "Дьявол и Господь Бог" великий французский экзистенциалист высказал, в числе прочих, простую и суровую мысль. Нельзя делать благие дела, не испачкав руки. А для военных данная аксиома верна вдвойне. Впрочем, Сартр обращался к рафинированным детям шестидесятых, искавшим забвения после ужасов недавней мировой войны.
Вот в Древнем Риме таких преисполненных суровости памфлетов не требовалось. Там имелся вполне конкретный эталон воинского командира: храбрый, не склонный к рефлексии на войне, способный заразить солдат личным примером. Такой воин не чужд прекрасному. Но только когда для того найдется время и место. Потому как гражданский и солдатский долг превыше всего. Ведь даже в дни мира возможны сражения и хитрые маневры. В политике. Которая является продолжением армейского ремесла.
Марк Клавдий Марцелл отвечал всем требованиям, предъявленным современниками к идеалу солдата. Сухой, жесткий, властный. Ставящий долг воина превыше прочих. Родился в 270 году до н.э. За шесть лет до начала Первой Пунической войны. Но успевший в ней поучаствовать (та 23 года все же длилась) в полной мере. И потому Плутарх причислял Марцелла к тому поколению римлян, которых сама жизнь выковывала жестче гвоздей – в юности они воевали с Карфагеном, в зрелости бились с галлами. А в старости, когда пришла пора заслуженного отдыха, снова взялись за оружие. Чтобы снова сражаться уже во Второй Пунической.
При жизни Марцелла признали "мечом Италии" за то, что он первый из римлян сумел противостоять Карфагену на равных. И за то, что прекрасно владел всеми видами оружия, выделяясь над остальными как искуснейший поединщик. А еще Марцелла признают ключевой фигурой в процессе эллинизации римского общества. Согласитесь, что этих заслуг хватает на несколько человеческих судеб.
Биография Марцелла путаная. Не потому, что он юлил или менял убеждения. А потому, что, желая превознести его заслуги, биографы приписывали ему битвы и победы, каких не случалось. А недоброжелатели наоборот – умалчивали о триумфах и удачах. И все же, сравнивая свидетельства и хроники, ученые смогли разобраться во всей исторической путанице. И что-то мы знаем наверняка.
Марк Клавдий Марцелл происходил из плебейского рода. Приводившегося дальней родней Клавдиям-патрициям. И все же на помощь родни ему рассчитывать не приходилось. Так что все победы этого Клавдия-плебея – его честные, чистые заслуги.
В Первой Пунической он выделился умением и храбростью. И потому сначала стал эдилом, войдя в коллегию авгуров. А немного погодя – претором. То есть вторым человеком на тот момент в Риме. Далее политическая карьера, и в 222 году до н. э. нам доподлинно известно, что Марцелл уже консул. В этом достоинстве он отправляется на войну с галлами. Которую ведет не только оружием.
На тот момент галлы получают трепку от Рима и просят перемирия. Но Марцелл вместе с коллегой (консулов избирали парно) стоит за продолжение войны. В итоге галлы-инсубры находят себе союзников гезатов. И тут Марцелл устраивает показательную маневренную войну – забирает две трети конницы и 600 пеших воинов, совершает форсированный марш туда, где уже вовсю орудуют противники. Римляне, находясь в меньшинстве, увеличивают фронт за счет уменьшения глубины строя и одерживают внушительную победу. Во многом благодаря своему командиру – Марцелл пробивается к царю гезатов и самолично в поединке убивает его (доспехи побежденного потом он принесет в жертву Марсу). И сразу после битвы поспешно возвращается к основному лагерю. Который уже вовсю осаждают враги. Узнав о гибели царя, гезаты снимают осаду и уходят. А оставшиеся инсубры после приближения второй армии попросту сдаются. Кампания выиграна.
В войне с Ганнибалом Марцелл становится народным героем. Во время осады карфагенянами Нолы Марцелл приходит на помощь гарнизону и так удачно выбирает позицию на господствующей высоте, что Ганнибал отказывается от осады и уходит к Неаполю и Нуцерии. Правда, потом возвращается, сумев еще и договориться с прокарфагенской партией внутри стен города. Но Марцелл, узнав о наличии изменников, грамотно организовывает оборону (не подпуская граждан-плебеев к стенам и воротам), умудряется отбить приступ Ганнибала, нанеся немалый урон. Ганнибал запирается в лагере, штурмовать который Марцелл не решается. И все равно становится героем. Поскольку никто до него не сводил результат сражения с карфагенским гением вничью.
Через какое-то время Марцелл снова обороняет Нолу. И дает сражение Ганнибалу у стен города. Заблаговременно направив часть сил в обход для удара в тыл противника. Но те опоздали, и Марцелл в одиночку побеждает.
Потом будут Сиракузы, которые Марцелл взял, чередуя военные и политические усилия. Часть города он возьмет, грамотно выбрав место штурма и правильно подготовив солдат. Некоторые районы захватит, грамотно сманеврировав. А последнюю цитадель возьмет, найдя изменников и грамотно их подкупив. Тот штурм станет роковым для Архимеда. О чем, согласно большинству источников, Марцелл сильно переживал. Сиракузы, кстати, не разрушили, как то случалось. А сделали город резиденцией местного наместника. Да и позднее город играл роль своеобразной культурной столицы империи. Кстати, именно богатые трофеи, захваченные в этой греческой колонии, послужили толчком к массовому интересу римского общества к греческой культуре.
Любопытно, что в Риме Марцелл просил триумфа. Но власти отказали ему. И тогда он устроил себе его самостоятельно. Правда, это послужило одной из причин обвинений и разбирательств, но Марцеллу удалось оправдаться по всем пунктам.
Погиб Марцелл в 208 году до н.э. Как и положено солдату – в бою. Во время очередной пикировки с Ганнибалом, происходившей в Апулии. Две армии долго маневрировали, так и не решаясь напасть друг на друга. И Марцелл, не особо утруждая себя разведкой, решил лично провести рекогносцировку в холмах, отделявших противников. И его небольшой отряд нарвался на засаду. Из 250 всадников погибло 60. Ганнибал, согласно легенде, узнав о гибели Марцелла, лично посетил место схватки и повелел кремировать тело врага со всеми подобающими почестями. А прах передать сыну Марцелла в римский лагерь. Так это случилось на самом деле или нет, сейчас сказать трудно. Но с тех пор среди военных, говоря о необходимости ведения постоянной разведки, принято приводить его гибель как пример пренебрежения этой простой истиной.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
И не забывайте подписываться на канал, а также ставить "пальцы вверх" - это очень важно!