Найти тему
Hello world

Почему на экзаменах и контрольных работах школьникам лучше начинать с легких заданий

Оглавление

Помните письменные экзамены по математике? Почему их многие боялись? Начнешь решать первую задачу, а она такая сложная, что сидишь-сидишь, время идет, а ты все еще на одном задании. И даже если следующие примеры легкие, на них почему-то уже трудно сосредоточиться.

Иногда сложные задания приводят к тому, что ребенок просто опускает руки. Фото автора Mikhail Nilov Pexels, используется по лицензии Creative Commons
Иногда сложные задания приводят к тому, что ребенок просто опускает руки. Фото автора Mikhail Nilov Pexels, используется по лицензии Creative Commons

Оказывается, неудачи существенно влияют на наш мозг. Они как бы закладывают в сознание программу неуверенности в себе, из-за чего даже простые упражнения кажутся сложными. В психологии это явление называется синдромом выученной беспомощности. Преподаватели онлайн-школы Hello world решили разобраться, как избежать негативного влияния неудач на учебу школьников.

Как открыли синдром

Для подтверждения теории отрицательного воздействия неуспешного опыта на сознание людей ученые провели интересный эксперимент. А именно:

  1. Студентам предложили решить несколько задач, сказав, что они очень простые.
  2. На самом деле решить задачи было невозможно.
  3. Преподаватели не только не сказали студентам, что задание невыполнимо, но даже подначивали их, давая нелестные оценки умственным способностям испытуемых.

В результате целенаправленных атак на самооценку большую часть студентов охватили страх, тревога, отчаяние. Ведь они были уверены, что не могут справиться с «простейшими» вещами.

После первого задания, закончившегося провалом, студентам предложили по-настоящему легкое упражнение, которое решил бы даже школьник. Но и оно оказалось для многих учеников невыполнимым.

Из данного опыта экспериментаторы сделали вывод, что концентрация на неудаче приводит к блокированию внимания, поглощению ресурсов мозга. Человек становится неспособным думать, справляться с элементарными задачами. Ему мешает беспомощность, которую он «выучил» на первой неудаче.

Что нам дают результаты эксперимента

Не думайте, что все 100% испытуемых студентов оказались под властью негатива. Пока одни опускали руки и отказывались выполнить задание, другие еще усерднее проверяли свои расчеты, убеждались, что в них все правильно, и сдавали работу с пометкой «ошибка в условии» или что-то в этом роде. А следующее легкое упражнение решали без всяких проблем.

Такие работы помечались, как «отсутствие синдрома выученной беспомощности».

Как же сделать, чтобы наши дети не оказались в числе тех, кто на первом задании теряли уверенность в себе и ко второму приходили уже сломленными? Ученые говорят, это просто. Советуйте школьникам всегда начинать работу с тех заданий, которые они наверняка решат быстрее остальных. Тогда сознание не будет акцентироваться на неудаче, и когнитивные способности школьника не пошатнутся.

Уважаемые родители, а вы замечали, что сложные задания могут сказаться на работоспособности ребенка? Делитесь наблюдениями в комментариях.

Читайте ещё:

Почему школьники не признают авторитет родителей: 7 ошибок, которых нужно избегать взрослым

Какие курсы помогут школьнику освоить специальность, где зарплата стартует с 80 тыс. рублей

Почему именно подростки чаще теряют интерес к урокам, как надо и не надо мотивировать