Потрясение – это страшный удар, встряска. И последствия потрясения остаются, хотя сначала кажется, что с человеком все нормально. Он пережил потрясение. Пережил и дальше живет. Только внутри у него что-то сломано. Что-то бренчит, стучит, мешает спать, дышать, жить… А на вид он целый, человек-то. Потрясло и прошло.
Этим потрясение и отличается от впечатления. Впечатление – печать на воске. Оно может изгладиться. Или отпечаток на застывшем асфальте. Он не изгладится. Он напоминает о себе. Но и вреда не причиняет существенного. Напоминает. Но можно заставить себя не вспоминать…
А потрясение меняет человека, ломает его, рвет что-то внутри навсегда. Диккенс ехал в поезде из Франции, - и случилось крушение. Поезд упал с моста, рельсы разобрали впереди, шел ремонт. А предупредили красным флажком слишком поздно – поезд не успел остановиться. Это же было в 1865 году, тогда средств связи особо не было…Крушение в Стейплхёрсте произошло 9 июня 1865 года.
Писатель помогал спасать людей. Он отважно себя вел, - вылез из вагона через окно, успокоив двух дам. Потом им помог спастись. Потом в болоте искал пострадавших, оказывал им первую помощь. Некоторые пассажиры умерли у него на руках, - катастрофа была страшная. И зрелище крушения – можно себе представить.
Диккенс не пострадал серьезно. И вел себя геройски, как настоящий мужчина, джентльмен. И выглядел спокойным, уверенным. Но он был крайне чувствительным человеком. И он пережил потрясение. Он после этого крушения страшно изменился. Убивал себя работой, словно специально. И прожил всего пять лет, - умер в тот же день, когда случилось крушение, 9 июня, но 1870 года. Чуть ли не в тот же час. Потрясение оказалось гибельным…
Так и бывает в жизни. Человек переживает свое крушение, - предательство, удар в спину, утрату, нападение… И ведет себя геройски часто. Собирает все силы и выбирается из-под обломков, да еще другим помогает. Его жизнь рухнула в одночасье, но он справился и дальше стал жить.
Только он уже не тот. Потрясение что-то сломало внутри, - снаружи незаметно. Душа получила удар, от которого не может оправиться. И человек живет, работает, общается, - даже более энергично иногда. Но если посмотреть ему в глаза, можно увидеть запечатленную сцену катастрофы. И боль. Он сам это видит иногда, когда смотрит в зеркало.
А потом такие люди заболевают ни с того ни с сего. Или в аварию попадают. Спустя несколько лет после потрясения. И умные врачи спрашивают: « у вас было потрясение лет пять назад?», - хотя смысла вспоминать вроде уже и нет. Поломка оказалась слишком серьезной после ухода мужа, предательства друга, ложного обвинения, утраты…
И особенно опасно потрясение для тех, кто нашел силы сразу встать и жить дальше. Стараясь забыть то, что забыть совершенно невозможно…
И потому надо обращаться сразу к доктору – к психотерапевту. Вы не знаете, что сломалось внутри, вот и все. И одной силы духа недостаточно, чтобы пережить последствия потрясения. Даже если вы сразу вылезли, помогли другим, взяли ответственность, проявили мужество…
Надо проверить, не сломано ли что-то внутри. Душа. Воля к жизни. Надежда. Там, внутри нас, все самое важное. И эти переломы надо лечить, - лучше сразу. Чтобы не погибнуть от последствий потрясения, которые мы носим внутри…
Анна Кирьянова