Найти тему
Двойной английский

“Постой, репетитор, дождись ты ответа!” Частая ошибка репетиторов английского языка и как ее исправить

Оглавление

Я давно думаю над вопросом, как заставить ученика давать ответ, а не смотреть, как он мнется, и слушать, как он мямлит. После долгих обдумываний и небольшого поиска в интернете я поняла, что это не ученика надо менять, а мне надо меняться.

Фото автора NO NAME: Pexels
Фото автора NO NAME: Pexels

Гипотеза и ее проверка

Как то давно в читальном зале ВГБИЛ я прочитала, что учителя английского печально известны тем, что не дают времени ученикам высказаться и торопят с ответом. Не помню автора и название книги, но запомнила рекомендацию ждать ответа две минуты.

Я сразу ее проверила. У меня тогда была очень слабенькая ученица пятого класса, с пониженной концентрацией внимания. Никогда не отвечала, молчала в ответ. На первом же занятии я задала вопрос и принялась считать про себя до 120. Когда я была уже где-то на 118-119, я подумала: вот ерунда все эти рекомендации. И тут моя ученица, не меняя выражения лица и позы, ровным тихим голосом выдает правильный ответ. Я в шоке мысленно свалилась под стол, потому что это был ее первый ответ.

Я на время забыла об этой методике. Она идет вразрез с моим подходом. Я люблю вести уроки динамично и энергично. И с некоторыми детьми и подростками это хорошо заходит. Но темпераменты у всех разные - и это нужно учитывать. Как учитывать? Оказывается, есть исследования на эту тему.

Исследования поддерживают гипотезу

Исследованиями установлено, что учителя в среднем после своего вопроса делают паузу от 0,7 до 1,4 секунды. Если же учитель считает какого-то ученика слабым или плохо соображающим, то это время часто еще меньше, чем 0,7 секунды. Это отрицательно сказывается на этих учениках, многих из которых можно охарактеризовать как “думающие про себя”.

«Думающие про себя» - ученики этого типа не будут отвечать, пока они не обдумали вопрос и не сформулировали ответ у себя в голове. Они будут молчать.
“Думающие вслух” сразу начинают отвечать и в процессе ответа могут сформулировать свой ответ. Однако на вопросы, требующие анализа, если их не стимулировать дополнительно подумать, они дают поверхностные ответы, а иногда и вовсе неправильные.

Ждать не только ответа, но и завершения ответа

Но не только время ожидания ответа мы, учителя, преступно сокращаем. Мы еще и торопимся дать свой комментарий после ответа ученика. По данным исследований учителя ждут 0,9 секунды после того, как ученик дал ответ.

Как мы не даем ученикам думать? Мы повторяем вопрос, мы подталкиваем к ответу вопросами типа “What do you think?”, мы (о, позор!) отвечаем сами, мы моментально дополняем или исправляем данный ответ.

Что делать?

После заданного вопроса молчать в течение 10-15 секунд. С особо слабыми учениками, типа моей ученицы, до 2 минут. Если ученик сделал паузу в ответе, то не вмешиваться, а продолжать молчать. После окончания ответа еще помолчать секунды 3, чтобы убедиться, что ученик ничего не добавит.

Психологически будет сложно и вам, и ученику. Молчание – это ведь значит ничего не происходит. А нам урок вести надо, учить надо. Но придется привыкать к этому.

Лично я с некоторыми учениками считаю до 120. Правильнее сказать, начинаю считать. Чаще всего я получаю ответ на 3-5 секунде, на вопросы посложнее после примерно 10 секунды. Но у меня сейчас есть ученик, который очень боится отвечать, заикается, запинается и, кажется, что ничего так и не выдаст. Ему требуются все 120 секунд. (А с некоторыми я вообще ничего не считаю.)

Положительные результаты увеличения ожидания

  • Длина и правильность ответов студентов увеличивается.
  • Количество ответов “Я не знаю” и молчания в ответ снижается.
  • Улучшаются ответы не только при устном опросе, но и при написании проверочных работ.

Но это еще не все. По данным исследований улучшается и качество работы преподавателя:

  • Они задают более разнообразные вопросы и становятся более гибкими при устной работе со студентами.
  • Они задают меньше вопросов, но эти вопросы более качественные – хорошо-структурированные и продуманные.
  • Они задают дополнительные вопросы, требующие более глубокого анализа информации.
  • Они перестают воспринимать учеников, думающих про себя, как медленных, улучшается их отношение к ученикам, и это поощряет учеников на дальнейшую работу.

Внедрение практики “дай время на подумать” помогло мне в работе с моими учениками, создало атмосферу успешности на уроке и дарит позитивные эмоции от урока и мне, и ученику.