Найти тему

Краткие итоги франчайзинга 2021 года

Подведем краткие итоги франчайзинга в 2021 году.

2021 год для бизнеса стал продолжением адаптации к коронавирусной реальности. Но, в отличии от 2020 года предпринимателей уже не шокирует введение ограничений, QR-кодов, правил посещений общественных мест и передвижений. Все заняты поиском вариантов и возможностей не просто выживания, а развития своего дела в новой жизни.

Одним из драйверов роста продажи франшиз является стремление молодежи работать на себя, а не на «дядю». Так же начал развиваться новый формат продажи франшиз, который можно назвать «инвестиционной франшизой» - это когда покупатель только вкладывает деньги, а франчайзер занимается всем операционным управлением.

Идет активное развитие внутренних процессов. Например, медицинские лаборатории предлагают франчайзи не просто пункты приема анализов, а полноценные медицинские кабинеты. Франшизы в области допобразования помимо детских обучающих программ стали предлагать обучение не только иностранным языкам и модной робототехники, но и финансовой и бизнес-направленности и т.д.

Общие прогнозы, которые давались в начале 2021 года, в общем, оправдались.

Согласно прогнозам Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), рынок франчайзинга по итогам 2021 года должен был вырасти на 20–25%.

Реально спрос на франшизы увеличился в среднем на 18% по отношению к предыдущему году. Потеря нескольких процентов связана с введением осеннего локдауна.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

По данным businessmens.ru значительно прибавили в популярности онлайн-магазины, медицинский бизнес, предложения от транспортных компаний. Так, пункты выдачи заказов от маркетплейсов и транспортных компаний выросли в среднем на 12%, спрос на франшизы интернет-магазинов повысился на 16%, а популярность медицинского бизнеса продолжила бить рекорды. Спрос в этой категории увеличился на 34% по отношению к предыдущему году. Продолжают активно развиваться предпринимательство, связанное с детьми – торговля детскими товарами, частные детские сады, развивающие и обучающие центры.

По данным открытых источников, в структуре предложения франшиз по бюджету (стоимость покупки) в 2021 году преобладают франшизы в сегменте от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. (32%).

Продолжение роста рынка франчайзинга, так же, как и ранее связано с тем, что предприниматели, в том числе владельцы неудачных стартапов, ищут возможности для переформатирования бизнеса. Люди рассматривают франшизу как наиболее безопасный способ начать свой бизнес.

В каталоге франшиз «Сбера» за последние полгода общее количество заявок выросло более чем в пять раз. При этом в лидерах по количеству запросов уже не только франшизы медицинских лабораторий и предприятий быстрого питания, но и парикмахерских, салонов красоты, сервисных центров, отмечает директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка Алексей Шашкин.

Экспертное сообщество уверено, что даже в процессе пандемии рынок франчайзинга продолжит активный рост. "Многие топ–менеджеры лишились работы. Те, кто давно задумывается о предпринимательстве, будут инвестировать в бизнес по франшизе, потому что это надежный и стабильный способ открыть свое дело".

------------------------------------------------------------------

Высокую активность рынка франчайзинга подтверждают успешно организованные и проводимые выставки в России и мире.

С 22 по 24 сентября 2021 года в Москве состоялась 19-я международная выставка франшиз BUYBRAND Expo, которая собрала 180 франчайзинговых компаний и компаний B2B из 5 стран, 23 регионов России. Выставку посетили 7015 предпринимателей России, а также из других стран. Во время выставки прошел деловой форум «Франчайзинг в России: секреты построения успешной сети» и образовательный курс «Школа франчайзеров». 12 регионов были представлены коллективными стендами, организованными при содействии местных центров поддержки малого и среднего бизнеса.

Суммарный инвестиционный потенциал посетителей превысил 60 млрд. рублей.

Международная выставка франшиз BUYBRAND Expo проводится с 2003 года и задает тренды развития франчайзинга в России и странах СНГ. С 2017 года выставка проходит 2 раза в год.

Так же, в Москве были проведены выставка BUYBRAND Franchise Market 2021, Фестиваль франшиз 2021, выставка BuyBrand Expo Moscow 2021.

В 2021 году прошли значимые выставки в Российских городах:

Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Краснодаре, Воронеже, Перми, Казани, Севастополе, Сочи, Уфе, Ростове-на-Дону.

За рубежом были организованы фестивали и выставки, посвященные франчайзингу в США, Южной Корее, Великобритании, Китае, Японии, Австралии, Греции, Мексике, Казахстане, Белоруссии, Франции, Бразилии, Индонезии, Испании.

----------------------------------------------------------------

Уильям Эдвардс, генеральный директор Edwards Global Services, компании, занимающейся исследованием мирового рынка, определением приоритетов стран для освоения новых международных рынков, опубликовал отчет о прогнозируемом развитии франчайзинга на 2022 год в разбивке по странам.

В статистку попали 36 стран, информация собиралась из более чем 30 международных источников, а также от сотрудников EGS, проживающих в 27 странах.

К сожалению, Россия в данном рейтинге отсутствует. Возможно, это связано с недостаточно налаженными деловыми контактами международной бизнес-средой и низкой информативностью в мировом франчайзинговом поле.

В топе стран, в которых прогнозируется высокий уровень интереса к новым франшизам в 2022 году оказались такие страны как Австралия, Канада, Израиль и Великобритания.

Страны, в которых прогнозируется умеренный уровень развития новых франчайзинговых услуг в 2022 году - Германия, Венгрия, Египет, Ирландия, Италия, Япония, Новая Зеландия, Панама, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Испания и Вьетнам.

Франчайзинговая бизнес-модель, как и в предыдущие кризисы, дает бизнесу больше устойчивости и может стать одним из драйверов роста деловой активности и генератором рабочих мест, говорится в исследовании американской FRANdata «Экономические перспективы франчайзинга 2021», выполненном по заказу Международной ассоциации франчайзинга.

По мнению Джона Оуэна, президента Subway Russia Service Company, сегодня то время, когда сильные становятся сильнее, а слабые уходят.

Партнер компании «Franchising Time»

Виктор Архипов

----------------------------------------------------------------

Источники:

Businessmens.ru, БЕЛФРАНЧАЙЗИНГ, Деловой Петербург, РБК+,

Российская ассоциация франчайзинга (РАФ), Forbes Russia, БИБОСС, BuyBrand Expo.