В первые два дня нового года телеканал «Звезда» помог всем желающим погрузиться в атмосферу французских религиозных войн 16 века, продемонстрировав российский сериал «Графиня де Монсоро» 1997 года выпуска.
Отмечу, что сериал прекрасен. Под руководством Сергея Жигунова удалось снять прекрасную костюмированную драму, ставшую, без преувеличения, событием для мирового кино.
Возможно, сегодня трудно оценить необычность работы режиссера Владимира Попкова. Роман очень объемный и воплотить его в небольшом хронометраже сложно. Это подтверждается историей экранизаций. Если верить вездесущей Википедии, роман переносился на киноэкран всего 6 раз, причем 3 первые попытки произошли в первой четверти 20 века.
Французский телесериал 1971 года демонстрировался в СССР в конце 80-х годов. Я отлично помню, как после его просмотра все мальчишки нашего двора с утра до вечера рубились во дворе деревянными «шпагами», выструганными из разных палок. Сколько рук мы друг другу поотшибали, сколько ссадин было получено в благородных дуэлях и защите прекрасных дам!
Но в 90-е годы в моде были длинные сериалы.
Этот формат как нельзя лучше соответствует творчеству Александра Дюма. В 26 сериях кинематографисты получили возможность отобразить на экране буквально каждую реплику персонажей.
А самое главное, в сериале нашли свое место все многочисленные герои и события исторического фона, на котором происходит действие романа. Надо ли говорить, что при необходимости втиснуть произведение в тесные рамки нескольких серий, под нож всегда шли именно второстепенные сюжетные линии.
Но ведь роман задумывался историческим именно для показа этих событий, а романтическая история - лишь средство заинтересовать читателя!
Впрочем, в сети можно найти множество увлекательных оценок героев сериала и сыгравших их актеров. Я здесь хотел бы все-таки о другом.
В длинном формате из «Графини де Монсоро» неудержимо полезли недостатки, характерные для многих произведений Дюма.
И тут я даже не о вольном обращении с историческими фактами, которые он перекраивает как попало в угоду сюжетным линиям своих романов.
В той же "Графине..." основные ключевые события переставлены во времени. "Дуэль миньонов" произошла за год до гибели Бюсси. Никакой политической подоплеки в ней не было, что подтверждается участием миньонов в дуэли с обеих сторон. А Бюсси в в этом поединке вообще не участвовал.
Не будем также упрекать писателя в вольном перемещении исторических персонажей во времени и пространстве с изменением их характеров, характеристик и политической принадлежности, которые писатель совершает с той же целью.
К примеру, личность Бюсси далека от идеального рыцаря без страха и упрека! Достаточно отметить, что в Варфоломеевскую ночь он, выражаясь языком Артуро Перес-Реверте, "немного прополол юридическое поле", устранив двух или трех своих родственников и, в результате, получил вполне приличное наследство. Причем один из убитых был католиком!
Его противник - граф де Монсоро, в жизни был практически ровесником Бюсси и брак его с Франсуазой де Маридор (имя в романе изменено на Диану де Меридор) был вполне обычным, без мрачных историй и коварных соблазнителей. Более того, сама Франсуаза до брака входила в так называемый «Летучий эскадрон» Екатерины Медичи и её необыкновенную добродетель также можно оставить на совести Александра Дюма.
Знаменитое убийство, которое и стало для писателя одним из ключей к роману, произошло не в Париже, а в замке Монсоро, на Луаре. Именно туда граф заманил Бюсси, которого подозревал в соблазнении жены.
С другой стороны, будем справедливы к великому писателю. Ведь он писал не исторические исследования, а романы и писал их хорошо. А факты во все времена с легкостью искажали не только романисты.
Но где же недостатки, в таком случае?
Главный недостаток романов Дюма - ходульность положительных героев.
Невозможно без моральных мучений смотреть, как люди раз за разом совершают глупости, лишь потому, что иное решение бросит тень на их прекрасный образ.
Из-за этого просмотр сериала довольно быстро разделяется на две части.
В одной ты с интересом следишь за похождениями королевского шута Шико, интригами при дворе, грозовыми политическими событиями в раздираемой конфликтами Франции и захватывающими схватками с использованием холодного оружия.
В другой - со все возрастающим недоумением, периодически хватаясь за голову, наблюдаешь за дурацкими решениями и неадекватными выходками романтических героев - Дианы и Бюсси.
И все-таки сериал получился отличным.
Разрозненные события неудержимо сходятся к кульминации романа: сражении в доме Монсоро и дуэли миньонов.
Отдельная благодарность создателям сериала за боевые сцены. В драке Бюсси с миньонами в начале фильма, в поединке Монсоро и Сен-Люка, в схватке Шико с Николя Давидом, в дуэли миньонов мы не видим акробатических трюков и долгого размахивания шпагами.
Да, это киношное, постановочное фехтование, но оно сделано так, что сразу становится ясно - перед нами смертельная схватка, а не цирковой номер.
Снимая сражение Бюсси с убийцами в доме Монсоро постановщики отклонились от текста романа. Там эта сцена местами была доведена до абсурда.
Например:
Пуля ударила в клинок шпаги Бюсси и срезала его на шесть дюймов выше рукоятки.
– Обезоружен! – крикнул Монсоро. – Обезоружен!
Бюсси отскочил назад и, отступая, подобрал с полу срезанный клинок.
В одну секунду клинок был плотно прикручен носовым платком к кисти его руки.
И парой абзацев дальше:
Бюсси был окружен. Обломок его шпаги, выщербленный, погнутый, притупившийся, шатался в повязке. Рука начала слабеть от усталости.
Такое описание смущало меня даже в детстве. Какого размера должен быть носовой платок, чтобы надежно зафиксировать клинок на руке? Как может клинок шпаги погнуться? Ведь он ковался из высокоуглеродистой стали и мог сломаться, затупиться, но только не погнуться.
В фильме сцена боя приближена к реальности, пусть и со многими допущениями. Видно, что создатели консультировались со специалистами.
Одним словом, сериал, не смотря на 25 лет, прошедших с момента премьерного показа, смотрится на одном дыхании, несмотря на некоторые недостатки литературной основы.
Смотреть безусловно стоит.
Благодарю всех, кто дочитал статью до конца. Оставляйте комментарии и выражайте свое мнение.