"Увлекательная история часто начинается с выстрела. А у нас очень увлекательная история. Долгая история. Пусть и не детективная, но по накалу страстей, по интригам и сюжетам гораздо мощней детектива..."
Делаем вам новогодний подарок! Публикуем отрывок первой главы из нашей совершенно новой чумовой книжки «Твое Величество — Политехнический!»: Большие люди Большой аудитории - ее написал специально для издательства СЛОВО/SLOVO Алексей Беляков - журналист, литератор, работал в Vogue, Tatler, Harper’s Bazaar; автор GQ и «Сноба».
Итак, 14 апреля 1907 года. В Малой аудитории Политехнического музея выступает Андрей Белый, модный поэт. Ему всего 27. Романтичный, худой, усатый. До недавнего времени он был просто Борис Бугаев, студент физико-математического факультета Московского университета, но теперь уже Андрей Белый, — то была эпоха вычурных псевдонимов и нарциссических жестов. Он только что вернулся из Парижа и читает лекцию о символизме в современном русском искусстве, Белый еще и теоретик. (Хотя тогда все были теоретиками.)
В перерыве к Белому подходит Валерий Брюсов, старший товарищ, идеолог русского символизма, завзятый посетитель всевозможных культурных мероприятий. И в этот момент к ним приближается девушка с револьвером в руке.
Как потом вспоминали свидетели и уцелевшие «жертвы», она сперва намеревалась стрелять в Белого. Но затем перевела ствол на Брюсова, подойдя чуть ли не вплотную к нему.
Сам Брюсов спустя пару дней опишет этот случай в письме к Зинаиде Гиппиус, которое останется неотправленным: «На лекции Б. Ник. Подошла ко мне одна дама (имени ее не хочу называть), вынула вдруг из муфты браунинг, приставила мне к груди и спустила курок. Было это во время антракта, публики кругом было мало, все разошлись по коридорам, но все же Гриф, Эллис и Сережа Соловьев успели схватить руку с револьвером и обезоружить. Я, правду сказать, особого волнения не испытал: слишком все произошло быстро».
Странно, что Брюсов не называет имени девушки. Он был хвастлив, гордился мужскими победами, а девушка в ту пору была достаточно известна.
Может, было неловко перед язвительной Гиппиус? Да, выстрела как такового не прозвучало. Скорее всего, револьвер дал осечку. А еще вероятнее — девушка просто не выстрелила, успели разоружить. Хотя поэтесса Ирина Одоевцева спустя годы описывала случай прямо как сценарий экшена. То есть сама Одоевцева там не была, но приводила рассказ Белого: «Она действительно навела на меня револьвер, прицелилась в меня. А я не шелохнулся. Я стоял перед ней на эстраде, раскинув руки, и ждал. Ждал смерти. Но она не выстрелила в меня. Она перевела револьвер на Брюсова. А он, как барс, — и откуда в нем такая ловкость, в нем, неповоротливом и хилом? — прыгнул с эстрады и выхватил у нее из руки револьвер. Она все же успела выстрелить, но пуля попала в потолок».
Но Брюсов точно не прыгал как барс, уж это бы он сумел красочно описать в письме. Он вообще, судя по всему, ничего не успел понять. Одоевцева явно добавила остроты и живости. Ну чтоб интересней было. Да и Белый не раскидывал руки. Вот его описание инцидента из мемуаров «Начало века»:
«Н*** появилась под кафедрою с револьвериком в муфте; пришла ей фантазия, иль рецидив, в меня выстрелить; но, побежденная лекцией, вдруг свой гнев обернула на... Брюсова (?!) (вновь рецидив); в перерыве, став рядом с ним (он же доказывал Эллису что-то), закрытая, к счастью, своими друзьями от публики, она выхватила револьвер, целясь в Брюсова; не растерялся он, тотчас твердо схватил ее за руку, чтобы эту „игрушку опасную“, вырвавши, спрятать себе в карман; Кобылинский увез Н*** домой, провозясь с ней весь вечер, а Брюсов, спокойно войдя ко мне в лекторскую, дружелюбно касался тем лекции. Так он собою владел!»
По версии Белого, разоружил девушку все- таки Брюсов. Но, как видим, Белый тоже не называет «преступницу», хотя мемуары писал спустя много лет, когда ее и в живых уже не было...
Продолжение узнаете в книге! Мы ожидаем тираж 20 января 2022 года. Уже сейчас вы можете подписаться на книгу у нас на сайте, чтобы не пропустить начало продаж. С наступающим!
#история #политехнический музей #валерий брюсов #москва #книга