Наиболее популярные произведения великого Ханса Кристиана Андерсена (1805–1875) — истории о несчастной любви оловянного солдатика и бумажной балерины, об испуганной маленькой девочке с коробком спичек, о мальчике Кае и коварной Снежной королеве, наконец, о птенце, которого все считают уродливым, но он вырастает в прекрасного лебедя. В добрых, а иногда и немного страшных сказках писателя почти не встречаются колдовство или чудесные превращения: настоящим волшебством, спасающим героев, оказываются их собственные отвага и доброта.
Ханс Кристиан Андерсен — датский писатель, возможно, самый известный сказочник на свете. Он родился в семье башмачника и прачки, в школе учился без особого успеха — позже учёба снилась ему в страшных снах. Когда Андерсен вырос, он пробовал себя как музыкант и выступал в театре. Писателем он тоже стал не просто так, а будучи в поисках славы и положения в обществе. В первое время он сочинял лишь «взрослые» произведения, — например, путеводители по Скандинавии и Копенгагену. Но когда Андерсен на своём жизненном пути встретился с различными испытаниями и трудностями, он начал писать сказочные истории, которые и сделали его по-настоящему знаменитым. Ими зачитывались в семье российского императора, а датские короли даже приглашали писателя к себе, чтобы он почитал их детям новые сказки.
Многие сказки Андерсена сочинялись спонтанно — по случаю, во время беседы на приёме или разговора с одним из многочисленных читателей. Позже автор записывал эти импровизации и публиковал в сборниках. Все новые рассказы сразу же переводились на разные европейские языки.
Перестав писать для взрослых, Андерсен не отошёл от самых серьёзных тем. В его сказках нет ни нравоучений, ни фантастики — зато есть удивительная способность говорить просто об очень сложных вещах, о которых обычно пишут во «взрослой» литературе. О том, как общество не принимает тех, кто кажется странным («Гадкий утёнок»). О несчастной любви («Стойкий оловянный солдатик»). О красоте искусственной и естественной, наконец («Соловей»).
Несмотря на то, что Андерсен как никто умел говорить с миллионами читателей при помощи сказок и рассказов, личное общение с ним многим давалось с трудом. Он вообще был не самым простым человеком: боялся пожара, собак, прикосновений, болезней — и всегда носил при себе целую аптечку. Всю жизнь Андерсен провёл в одиночестве, хотя был страшно влюбчив. Но именно благодаря своей чувствительности и странности он написал сказки, которыми мы зачитываемся до сих пор.
Неудивительно, что «Гадкого утёнка» считают очень личной сказкой. Действительно, в ней Андерсен рассказал о своих подростковых переживаниях — длинный, неуклюжий, он часто подвергался насмешкам сверстников. Но всё-таки сравнивать автора с героем сказки не стоит. Андерсен едва ли считал себя таким уж уродцем: он очень следил за собой и обожал фотографироваться (хотя в те времена делать фото было долго и тяжело). Тем не менее ему удалось написать самую главную книжку про чужака, которого не принимают в компании, но он превращается в прекрасное существо и находит тех, с кем ему хорошо.
Мы привыкли называть всё, что написано Андерсеном для детей, сказками, но сочинял он и серьёзные рассказы, например, «Девочку со спичками». История создания этого рассказа достаточно необычна: в руки писателю как-то попал рисунок, на котором была нарисована маленькая продавщица спичек. Картинка впечатлила Андерсена, и он написал фантазию на её тему: историю о девочке, которая замерзает на улице и сжигает последний коробок спичек. Андерсен кроит сюжет из лоскутков — при каждой вспышке перед героиней возникают новые видения.
«Стойкий оловянный солдатик» — произведение во многом уникальное. Главные герои не только не произносят ни слова — они даже не двигаются. Солдатик путешествует, а потом умирает не по своей воле: ветер затягивает его в открытое окно, рыба заглатывает, а мальчишки сажают в кораблик и бросают в камин. Его возлюбленная, танцовщица, тоже гибнет, занесённая в огонь порывом ветра. Любопытно, что эта пассивность не делает героев менее живыми, читатель им сопереживает даже больше, чем если бы они были людьми.
Сюжеты некоторых сказок Андерсен не придумывал, а брал из народных преданий. Самый известный такой случай — «Снежная королева». Главная злодейка сказки — Ледяная дева, популярный персонаж из легенд Северной Европы. К ней часто обращались другие сказочники: например, автор «Муми-троллей» Туве Янссон превратила эту героиню в Морру. Андерсен отодвинул Снежную королеву на второй план. Мальчик Кай превращается в холодного и злого из-за попавшего ему в глаз осколка зеркала тролля, а вовсе не по вине злой волшебницы. Она даже не останавливает подростка, когда тот сам уходит из плена! Автору важнее рассказать не о волшебных чарах колдуньи, а о том, что растапливает лёд, — о настоящей дружбе.
Сказки Андерсена вдохновили многих прекрасных мультипликаторов и режиссеров. По мотивам «Снежной королевы» в 1957 году был снят яркий и увлекательный полнометражный мультфильм Льва Атаманова, спустя двадцать лет на студии «Союзмультфильм» вышел и «Стойкий оловянный солдатик». Фантазия по мотивам «Гадкого утёнка» появилась на экранах благодаря замечательному мультипликатору Гарри Бардину: он превратил сказку в своеобразный мюзикл с отрывками из произведений Чайковского. Существует и мультфильм по «Девочке со спичками», он вышел на студии Disney: американские мультипликаторы перенесли действие сказки в Россию.
Почаще читайте и перечитывайте книги, используя портал НЭБ и мобильное приложение «НЭБ Свет». Это — интересно! А еще — это не скучно! Надеемся, что и сайт, и приложение вам понравятся и станут вашими верными и незаменимыми помощниками. Ведь это не просто компактные библиотеки, но ваши путеводители и консультанты в литературе, музыке, киноискусстве.