Захватить и уничтожить
Взятие Ленинграда было одной из важнейших целей операции "Барбаросса". Выполнив эту задачу, немцы смогли бы серьезно подорвать промышленный потенциал СССР (в Ленинграде было сконцентрировано 10 % военной промышленности страны), обеспечить полный контроль над Балтийским морем, а также создать плацдарм для наступления на Москву, брать которую предполагалось только после штурма Ленинграда (и это очень важно подчеркнуть). В общей сложности, на захват северной столицы по гитлеровскому сценарию отводилось шесть недель.
При этом, что необычно, в планы Гитлера уже изначально входило не просто покорение города, а именно его тотальное разрушение и уничтожение. Вероятно, искушенный читатель не увидит в этом чего-то необычного, но, уверяю вас, встретить другой подобный пример в мировой истории довольно трудно (в новой и новейшей истории — никогда). То есть, уже на этом этапе гитлеровская цель была сама по себе нелепа и деструктивна (я уж не говорю, что потенциально кровава и преступна).
На первых порах немецкое наступление развивалось четко по графику, но вскоре начались первые пробуксовки. Несмотря на внезапность нападения и значительный численный перевес, вермахт столкнулся с ожесточенным сопротивлением Красной армии. К концу июля ситуация стала настолько угрожающей, что Гитлер лично вылетел на разбор в штаб группы армий "Север". Ее командуюший генерал-фельдмаршал фон Лееб заверил фюрера, что несмотря на все трудности возьмет Ленинград.
Но уже в конце августа 1941 года гитлеровское командование окончательно пересмотрело свои планы. Именно тогда было твердо решено отказаться от штурма города, перейти к изматывающей тактике блокады, беспредельных бомбардировок и артобстрелов. Эпопея с блокадой растянется почти на 2,5 года.
Почему несмотря на клятвенные заверения фон Лееба Гитлер вынужден был пересмотреть свои "наполеоновские" планы?
"Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе"
Причин этого было несколько. Во-первых, немецкие войска понесли в тяжелых боях лета 1941 года слишком большие потери. За 2 месяца в группе армий "Север" погибло более трети всех унтер-офицеров.
Во-вторых, для дальнейшего наступления и взятия города банально не хватало ресурсов, так как похожая ситуация сложилась для немцев далеко не только под Ленинградом. Хошь-не хошь, а пришлось выбирать один приоритет.
В-третьих, сработал фактор времени: начиналась осенняя распутица, дороги становились непригодными для передвижения военной техники. К тому же опыт ведения боевых действий в крупных городах к этому времени уже показал, что на городских улицах немецкая армия теряет свой основной козырь — мобильные танковые группы. Танки становятся слишком уязвимыми.
В общем, как бы Гитлеру не хотелось, но все-таки пришлось на ходу переписать все планы...
Повторюсь, конкретно под Ленинградом новая стратегия фюрера предусматривала удары с воздуха и использование артиллерии, а главное — максимально полную блокаду города. И если поначалу Гитлер еще предполагал отпустить население города восвояси (перед его разрушением), то в конце августа он уже окончательно решил уничтожить вместе с Ленинградом и всех его жителей. Причем этот нездоровый на голову (анти)человек на полном серьезе полагал, что уничтожением Ленинграда всего лишь исправляет ошибку Петра Великого, построившего на границах Европы "азиатское гнездо", из которого в Балтику 300 лет изливались "опасные яды" (это не шутка — стенограмма).
В приказах, спущенных сверху войскам, говорилось, что отныне любые попытки вырваться из города должны безжалостно пресекаться огнем. Капитуляцию ленинградцев принимать запрещалось. Эти приказы зачитывались перед строем воинских частей. Немецких солдат инструктировали, что заградительный огонь, а в случае прорыва через него — и огонь на поражение следует открывать, не взирая на то, кто пытается покинуть город: гражданские лица, женщины, дети. Обсуждая перспективы того, что русские могут сами сдаться, немецкое командование признавало, что не имеет возможностей прокормить население города.
Совокупность всех перечисленных выше факторов и породила невиданное военное преступление, осмыслением которого человечество занято по сей день.
Отрадно, что спустя десятки лет замалчиваний и игнора немецкие историки безоговорочно признают блокаду Ленинграда классическим геноцидом. Причем, что интересно, не конкретно русских, евреев или прочих, а именно ленинградцев. Как наглядный пример ее тотальности: среди жертв, по нацистскому замыслу, должна была оказаться и будущая великая актриса — немка Алиса Фрейндлих. Как и десятки тысяч других немцев, финнов, поляков и даже шведов.
Но мы то с вами знаем, что уничтожить Ленинград Гитлер хотел в первую очередь из-за его "русскости". Хотел страстно, до скрипа зубов. Пока эти зубы не оказались на полке архива ФСБ в Москве.
"Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе".