Финансовая модель бизнеса — это финансовый план (раздел) бизнес-плана, ТЭО, плана развития бизнеса, это базис для любого планируемого дела, стратапа, инвестиционного проекта. Начиная от открытия парикмахерской, маникюрного салона, до завода по переработки использованных автомобильных шин, карьера по добыче полезных ископаемых и так далее.
Это расчет и цифры, позволяющие понять, интересен ли проект, обладает ли он достаточной рентабельностью, сроком окупаемости при определенных условиях. Модель позволяет выявить критические точки – важные затраты (в том числе провести калькуляцию услуг и продукции), отпускные цены, план продаж (количество клиентов, средний чек, сезонность продаж), налоговую систему - которые существенно влияют на результаты проекта и смоделировать разные варианты развития бизнеса (реалистичный, оптимистичный и пессимистичный) при отклонении от плановых показателей и посмотреть на результат.
Финансовое моделирование как план будущего проекта, как прогноз применят в бизнесе все, только в крупном и среднем бизнесе есть специалисты в штате компании или можно привлечь консалтинговую фирму для разработки такой модели, а вот в малом и микробизнесе все достаточно сложнее. Не все собственники малого бизнеса обладают достаточными знаниями в построении финансовых моделей, учете основных факторов, влияющих на экономический результат, в том числе не обладают и базовыми знаниями Excel или Гугл таблиц.
При попытках самостоятельно моделировать планируемый бизнес часто упускаются не только мелкие расходы (связь, накладные, офисные) но и упускаются критически важные затраты, как сдельная оплата труда, расходы материалов и сырья, транспортные расходы, чрезмерно завышаются отпускные цены, не учитываются некоторые налоги и в итоге получается расчет с результатом «плюс минус километр».
Из своего 10-летнего опыта в оказании услуг по финансовому моделированию можем сказать, что большинство клиентов, которым необходимы финансовые модели бизнеса либо как часть бизнес-плана, либо как базовый расчет для разговора с инвестором, либо для подачи заявок на гранты и субсидии — это представители малого бизнеса, их можно структурировать так:
Основная группа клиентов — это сфера услуг от косметологических (ногти, парикмахерские, массаж и др.) до спорта, тренировок, кружков и секций.
Общепит — это кофейни, фаст-фуд, рестораны,кальянные.
Производство, в том числе сельское хозяйство, как правило небольшое и не массовое от дверей, пластмассовых изделий до курятников, свиноферм и др.
Прочие финансовые модели различного спектра начиная для выезда за рубеж для бизнес-плана, открытия счета в зарубежных банках, различные финансовые услуги.
Структура финансовой модели для малого бизнеса должна быть понятной, несложной, информативной и не содержать сотни вкладок, тысячи строк, прогнозные балансы и прочие малопонятные простому предпринимателю вещи. Основные разделы, которая содержит финансовая-модель для малого бизнеса следующие:
· Инвестиционный план (что покупаем, сколько и когда для открытия дела, когда все купим, построим, отремонтируем и запустим).
· Вводные параметры (аренда, основные постоянные расходы, рекламный бюджет, переменные расходы в процентах или суммах от объемов продаж).
· Расценки -отпускные цены (оптовые и розничные) и план продаж (куда мы стремимся).
· Калькуляцию услуг или продукции (как по постоянным показателям, так и по переменным)
· Детализированный план продаж за период с учетом плана выхода на максимум продаж и сезонности в натуральном и денежном выражении.
· План расходов с учетом калькуляции услуг или продукции, постоянных и переменных расходов
· План по персоналу -ставки, количество, условия приема на работу (официально, самозанятым, неофициально), налоговые отчисления от НДФЛ до ПФ и ОМС, бонусы от продаж или прибыли, сдельные расценки.
· Итоговые результаты проекта суммарная выручка, расходы и налоги, прибыль, в том числе и затраты на покрытие убытков при старте бизнеса (если сразу не удается выйти на положительную рентабельность).
· Итоговые результаты проекта -окупаемость, рентабельность продаж, рентабельность инвестиций.
· Визуализация продаж, прибыли, доходов и расходов в виде графиков.
Модель должна быть динамичной -что бы предприниматель мог менять параметры и смотреть результат, срок модели, как правило, на один или два года. Долгосрочные прогнозы на 10 лет мало интересны предпринимателям из сегмента малого бизнеса.
В итоге предприниматель получает понятную, визуальную модель, где сможет моделировать свой финансовый результат, в том числе если привлекает кредит или выплачивает проценты или отчисления инвестору. Например такой:
Ну и итог всей модели -структура денежного потока:
Ну и само видео как делать финансовую модель:
Оказываю услуги по финансовому моделированию. Контакты: телеграм @vitvic09