Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Ковбои ... с Ямала и встреча с пилотом инспектором

Оглавление

Сергей Васильевич Трикачев

Нижневартовск. Вполне в комфортных условиях, переночевали в гостинице аэропорта. Морозец поутру поддавил и я сквозь кожаные брюки, ощущал некоторый дискомфорт, да и ноги, одетые в импортные сапожки, на "рыбьем меху", автоматически ускоряли шаг. Да, вот и плоды вылета в цивильные города, приоденешься поприличнее всей командой, ан нет тебе, холод не тётка!

Командир звена Беловин Анатолий Никифорович, ростом поменьше, тоже ускорил шаг. - Сколько сегодня обещали по прогнозу? - спросил Володя Акимов, второй пилот. - Да, что прогноз ! По термометру в гостинице, показывало -42, а сейчас на метеоконсультации узнаем, что по факту, главное чтобы погода по маршруту Вартовск-Надым, не помешала бы нам - ответил Никифорович.

Зашли в кафе, перекусили, почти строем, прошли санчасть. После ненадолго разбежались, второй в БАИ, командир встретил кого то из своих знакомых и обменивался репликами. А я зашел в комнату отдыха и присел на свободный стульчак. Через минут десять, командир, со вторым, заглянули в дверь и махнув рукой, показывая: Пора, на выход!

   

  Аэровокзал Нижневартовска. Старый.
Аэровокзал Нижневартовска. Старый.

Я вышел из комнаты отдыха и экипажем тронулись в АДП /Авиационный Диспетчерский Пункт /. Вообще, что меня понесло туда, ибо это была прерогатива командира и второго пилота подписывать разрешение на вылет. В коридорчике АДП было тесновато, командиры пробивались к заветному окошку, подписывали документы и быстро выходили из помещения. В какой то момент все покинули помещение и мы оказались вчетвером...

Не знакомый служебник в форме молча,  оценивающе и слегка вопросительно смотрел на нас.   - Откуда экипаж будет? - медленно произнес он. И неторопливо нарастяг представился: - Я Санталов Виктор Иванович... старший пилот-инспектор ЛШО /Лётно Штурманского Отдел/ Тюменского управления. - Каменские - почти хором выдохнули мы. Глядя на меня, видимо из за роста, сказал: - Вы командир? - Нет -ответил я. Тогда переведя взгляд на Володю Акимова, он снова переспросил: - Вы или ....??? - Да нет, вот Анатолий Никифорович - выпалил Володя. Беловин, был самый небольшой в нашем экипаже и стоял закутавшись в большую меховую куртку со смятой простой кожаной шапкой на голове. В отличие от нас с Вовой,носивших так называемые каракУлиевые шапки, что не вполне соответствовало Уставу и Правилам ношения форменной одежды. - Так, давайте ка пройдем в кабинет " Инспектора по Безопасности полетов", там и поговорим- строго произнес он. И вышел из АДП, мы молчаливо потянулись за инспектором. Проходя мимо сидящих экипажей молчаливо и с некоторым состраданием, смотревших на нас, было понятно, что данная встреча не предвещала ничего хорошего. Войдя в кабинет сели на предложенные стулья, а инспектор сел за стол, разве что лампу не включил и пытливо всматриваясь в наши лица произнес: - Давайте по порядку, представьтесь пожалуйста, чтобы мне не гадать по шапкам, согласно должностей, кто есть кто или как говорят англичане "Who is Who". Да и пилотские на стол, проверим их содержимое. И размерено продолжая- Каменцы, каменские,  из края непуганных полярных летчиков и продолжая, как бы про себя - Смотрю, вчера в ресторане,..... заходят трое, все в кожаных куртках, полярных шубах, а этот - взяв в руки мое свидетельство бортмеханика-бортинженера 2 класса и листая его -бортмехник,  Трикачёв ......Сергей Васильевич, вообще еще и в кожаных клешеных брюках, вообще, как мафиози или главарь американских ковбоев......в Ямальской тундре среди аборигенов, очень выразительно наверное бы выглядел! Полистывая, он дошел до талона предупреждений. - Так, май 1981 года, прокол в талоне, статья" нарушение технологии работы в экипаже" и подпись Гена , Геннадий Михайлович Мяконьких, лично, так так, а сам то откуда родом?? - Из Алапаевска- бодренько ответил я. - А, землячок, однако, я то Свердловский - в продолжении ответил он. А собственно, товарищи коллеги, вопрос то примерно в том, что вы прилетев на условно южную для вас территорию, гуляете почти в туфельках по морозу в - 40, абсолютно не задумываясь о том, к чему это может привести. Мне ли вас учить, мороз, вибрации, малая подвижность ног у пилотов, плюс перепад температур, в итоге что ??? Ну, ковбою то попроще, печку на рецеркуляцию и пробежка по салону.А если печурка выдохнется ?? Тромбоз и разные болячки на ваши же головы !! Да у нас собой, в вертолете есть унты, как положено - выговорил Акимов. Точно-подтвердил Никифорович. Ну тогда так, землячок сходит на вертолет и принесет унты в кабинет, а там поговорим дальше ! Давай, ковбой......в дорогу, кони застоялись !

 

Модели самолетов
Модели самолетов

Я не спеша вышел из кабинета. На открывшуюся со скрипом дверь, несколько сидевших повернули головы. Из нескольких человек, показался однокашник, Толик Шутеев, который спросил: - Серега, как там у вас в кабинете?? Привет! - Нормально-ответил я и прибавил шаг. Надо сказать, что идти до вертолета было не особо комфортно. Огромное количество площадок, а между ними нанесенный по пояс снег. Благо подвернулась АПА и водитель довез меня почти до нашей стоянки.

Аэропорт более современный с перроном
Аэропорт более современный с перроном

Леша Шмонин, стоя вверху на капотах спросил: - Мужики, вы когда прибудите на вылет, а то мы несколько подмерзаем. - А мы потеем! Скоро! -буркнул я, и зайдя в вертолет, снял развешанные унты, подхватил их и молча понес в "высокие кабинеты". Добрался, постучал интеллигентно в дверь и зашел. Связанные парами унты, бросил на пол, даже показалось что они издали звон или стон, "который песней зовется", доложил: - Вот наши унты! Присел на стул. Судя по обстановке, тучи слегка рассеялись. Санталов, убрав со стола бумаги и авторучку, немного задумавшись сказал: - Так, командир звена, Анатолий Никифорович, доложите в устной форме, командиру летного отряда Геннадию Михайловичу Мяконьких, о нашей беседе. Сделайте вывод для себя и экипажей. Да отогрейте унты, не ровен час присядете в тайге на вынужденную, не оденете! Вон их как скукожило! Всё ! Свободны! Да, говорок у него действительно, наш уральский, про себя подумал я, землячок, едреня феня! Добравшись до вертолета, заняли рабочие места, запустили двигатели, прогрели и запросив взлет на вышке, выполнили взлет, набор высоты и поставив курсозадатчики на приборах, полетели в обратный путь, травезром Ноябрьска, на Надым.

Город Нижневартовск.
Город Нижневартовск.

Времени было, масса. И я рассказал ребятам, как "образовались " такие ковбойские джинсы. Затея была совместная, с моим другом и коллегой, Толиком Косолаповым. Ему привезли из Польши, джинсовый костюм "Super RIFLE", ну, что там говорить,  1977-78 год . И однажды в разговоре, мы с ним  прошлись по теме, вот бы здорово сшить, из выдаваемых нам кожаных брюк, джинсы. Дело в том, что брюки из шеврета, казалось бы большие, были сшиты, очень специфично. Пояс и нижняя часть, брючина, были из грубой желто-коричневой ткани. И одних брюк, для пошива было мало. Мало того, в ранние годы, мы получали кожаные костюмы, с курткой без среднего шва  на спине, а брюки, полностью цельные, без поперечного шва на уровне колен. Да и кожа была очень качественная , как по выделке, так и по структуре. На обратной стороне, стояло клеймо , "Шеврет -КАЗАНЬ". Мы конечно знали, что при пропитке кожи, использовался огнестойкий состав, но при носке, это никак не отражалось. Кожаная куртка, выдавалась на пять лет, а брюки, на четыре. Брюки, среди пилотов, носили немногие. Летом, осенью жарковато, а зимой, кожа хоть и не продувалась, но как то холодила. Предпочитали меховые, замшевые "ползунки" или зимние с меховой овчиной и замком, по периметру "сидячего места". Зная, что мама у меня работает, в Дома Моды, Толик предложил: - Давай купим у ребят еще по брюкам в дополнение к своим, распорем их и ты увезешь их домой, а в отпуске тебе сошьют. А лекала, пусть сделают, из моих фирменных джинсов. Так и порешили. Хорошо, что размеры у нас были одинаковые. Я вывез эти свертки кожи, передал свои пожелания маме и процесс пошел! Но мало было сделать выкройки с фирменных джинсов. Надо было, еще и прошить !! В некоторых швах было до четырех наложений кожи друг на друга. Благо, нашлась в закромах, настоящих портных, профессиональная машинка "SINGER", не как часто встречаемая, со столешницей 60 х 80 , а усиленная и со столом 80 на 100 сантиметров. Дело было сделано, под оговоры моей мамы и терпение мастеров.

Торговая марка и ЛЕЙБ фирмы  "  RIFLE"
Торговая марка и ЛЕЙБ фирмы " RIFLE"

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Сергей Васильевич Трикачёв | Литературный салон "Авиатор" | Дзен