#русско японская война #российский флот #крейсер варяг #история
Всего их заказали три "Варяг", "Аскольд" и "Богатырь", но самым первым, самым известным, самым противоречивым по оценкам, как современников, так и нынешних исследователей, конечно является "Варяг". Именно он был первым из трех крейсеров зарубежной постройки введен в строй, именно он был самым дорогим из них, именно он самым первым принял бой и именно он стал первой крупной потерей российского флота в русско-японской войне. В данном материале будет сделана попытка оценить "Варяг" именно как боевой корабль, что от него хотели, что в итоге вышло и почему получилось именно так как получилось. История его легендарного боя рассматриваться не будет намеренно, поскольку это отдельная тема, вокруг которой споры не утихнут никогда.
Под финал девятнадцатого века Российская империя весьма самоуверенно ввязывается в авантюру по резкому усилению своего влияния на Дальнем востоке. Неминуемым становится конфликт с Японией, избежать который решено было никак иначе, как запугав японцев сильным и современным флотом сосредоточенным в Порт-Артуре. Дабы выполнить задуманное Морской Технический Комитет (МТК), начинает формировать технические задания для требуемых типов кораблей, все вместе они известны как кораблестроительная программа "Для нужд Дальнего Востока". Эта программа корректировалась несколько раз и перед заказом за рубежом трех бронепалубных крейсеров первого ранга, требования к ним изменились, теперь на них возлагались функции дальних разведчиков при эскадре, более того по проекту самого удачного из них планировалось построить еще несколько крейсеров данного типа уже в России. Три крейсера, вошедших в историю как тип "Диана", уже строившихся в России на момент заказа, относились к истребителям торговли. В итоге получалось шесть крейсеров 1 ранга, двух подвидов, что изначально ставило под сомнение их взаимодействие. Это ярко проявится во время боя в Желтом море, когда более тихоходные истребители торговли "Диана" и "Паллада" не смогут угнаться за скоростным дальним разведчиком "Аскольдом", собратом "Варяга". Впрочем, "Варяг" в силу определенных причин весьма скоро по ходовым характеристикам "Дианы" превосходить перестал, но обо всем по порядку.
Весьма значимое место в судьбе "Варяга" занимает личность Чарльза Крампа, владельца американской кораблестроительной фирмы где его и построили. Чарльз был наследником основателя верфи Крамп и сыновья, но самое главное он имел опыт общения русским морским ведомством, полученный им еще в русско-турецкую войну. На верфи Крампа переделывали во вспомогательные крейсера три гражданских парохода, а самое главное строили крейсер 2 ранга "Забияка". На постройке "Забияки" Крамп потерял половину прибыли и вся история с "Варягом", иногда напоминает месть за финансовые потери Крампа в прошлом. Тем не менее, более чем правдоподобной смотрится версия, что в это время, как раз из за потерь, Чарльз Крамп обзавелся хорошими связями в русском морском ведомстве и благодаря им был в курсе предстоящего конкурса на постройку кораблей, задолго до того как об этом могли узнать его потенциальные конкуренты. В инициативном порядке Крамп предлагает проекты и постройку на своем предприятии эскадренного броненосца и бронепалубного крейсера 1 ранга. К тому времени на его верфи уже был построен для американского флота эскадренный броненосец "Индиана" и во всю строился для Японии быстроходный крейсер "Титосе". Именно их проекты Крамп предлагает за прототипы будущих кораблей. Пыл американца слегка остужают, указывая ему в прототипы броненосец "Князь Потемкин-Таврический" и крейсера типа "Диана". К 11 апреля 1898 года Крампом были предоставлены исправленные проекты и контракт на строительство был заключен, заключен минуя процедуру конкурса без сравнений с проектами возможных конкурентов, просто в силу их отсутствия. В связи с этим Чарльза Крампа подозревали в банальном подкупе российских представителей, ну и покровительстве кого то на самом верху, при дворе российского императора, тоже разумеется не за просто так, однако точных доказательств этому не нашлось по сию пору.
Формально строительство "Варяга", заказа №301, начинается 13 июля 1898 года. На постройку бронепалубного крейсера предприятию Крампа отводилось 20 месяцев. Водоизмещение стандартное было задано в 6000 тонн, скорость полного хода 23 узла, дальность на экономическом ходе в 10 узлов, должна была быть не менее 5000 миль. Главный калибр должны были составить 12 орудий калибром 152 миллиметра, противоминная артиллерия должна была состоять также из 12 орудий калибром 75 миллиметров. Американцы заявили, что все требуемое при стандартном водоизмещении в 6000 тонн совместить не выйдет, надо либо выкинуть несколько орудий главного калибра, либо сократить запас угля. Компромиссом становится прибавка к стандартному водоизмещению 500 тонн. Затем российская сторона проигрывает в плане устанавливаемых на корабле котлов. Котлы Бельвиля российским морякам были хорошо известны, но они проигрывали при равной производительности пара котлам системы Николосса по массе и габаритам, причем значительно. Для Крампа выигрыш в весе означал дополнительную гарантию получения контрактной скорости в 23 узла, он настоял на котлах системы Николосса и снова ему уступили. Причем уступка эта привела к смене категорически несогласного с данным решением главы наблюдающей за строительством комиссии капитана 1 ранга Данилевского. Пожалуй только изменение расположения орудий главного калибра и их объединение в носовую и кормовую группы, что облегчало подачу снарядов и наведение, было принято российской стороной как вполне приемлемое. На крейсерах типа "Диана" главный калибр равномерно распределялся по бортам. А вот исключение противоосколочных щитов орудий было идеей продиктованной как то странно истолкованным опытом недавней японо-китайской войны. Утверждение основывалось на том, что щит увеличивал площадь поражения орудийной установки, не будет щита и вражеские снаряды пролетят мимо не повредив орудию, расчет орудия из этих умозаключений непонятным образом исчез.
Спуск на воду "Варяга" состоялся 19 октября 1899 года. Достройка шла ударными темпами, однако к назначенному сроку 27 февраля 1900 года
не поспели и снова доводы Крампа были приняты во внимания и штрафа за срыв сроков сдачи он не получил. К 16 мая "Варяг" был готов и вышел на первые пробы в море. По началу все было успешно, но это пока "Варяг" давал небольшие пробеги, на скорости до 22 с половиной узлов. Но потом начался перегрев подшипников цилиндров высокого давления, затем полетел подшипник скольжения правой машины и корабль пришлось вернуть на переборку силовой установки. Снова Крамп сорвал сроки и снова ему за это ничего не было. И вот 12 июля, а срок отсрочки кончился 29 июня, "Варяг" выходит на ходовые испытания, на которых достигает скорости в 24,59 узла при встречном ветре и волнении в четыре балла. Все это получилось сделать не форсируя машины до предела. Казалось все получилось, но на 12 часовом прогоне на максимальной скорости выбивает крышку цилиндра высокого давления на левой машине, опять ремонт. Новую попытку прохождения сдаточных ходовых испытаний начали 2 сентября. По итогу суточного пробега 10 узловым ходом расход составил 52,8 тонн угля в сутки, это означало, что при полном запасе в 1350 тонн дальность составит 6136 миль, против проектной равной 5000 миль. Правда тут есть расхождение, по другим данным полный запас угля
составлял 1290 тонн. Испытания с предельной скоростью проходили 21 и 22 сентября, они завершились успешно, средняя скорость в течении 12 часов составила 23,18 узла. Проведенная чуть раньше проверка артиллерии в общем прошла успешно, если не считать выявленного дефекта неодинакового исполнения латунных гильз, из-за чего то невозможно было закрыть замок орудия перед выстрелом, то извлечь гильзу из ствола после.
Итак, что же за корабль вышел у верфи под руководством Чарльза Крампа? Бронепалубный крейсер 1 ранга "Варяг" имел стандартное водоизмещение в 6500 тонн, максимальное 7022 тонны. Длина наибольшая 129, 56 метров, ширина наибольшая 16 метров. Энергетическая установка состояла из 30 котлов системы Николосса, разделенных на три отделения. В первом было 8 котлов, во втором 10 и в третьем 12. Для отвода дыма имелось четыре трубы, из которых первая служила только для четырех котлов, вторая и третья стояли над переборками между котельными отделениями, а четвертая отводила дым от оставшихся шести котлов.
Котлы питали паром две вертикальных машины тройного расширения, каждая машина имела расчетную мощность в 10 000 лошадиных сил, то есть в сумме 20 000. Максимальная скорость вращения составляла 160 оборотов в минуту. Машины работали на два трехлопастных бронзовых винта диаметром 4,4 метра. Скорость максимальная по итогу испытаний 23,18 узла, экономическая 10 узлов.
Расположение вооружения лучше посмотреть на схеме.
Не отображены на схеме торпедные аппараты, их было шесть. Один в носовой оконечности второй в корме и еще по два по бортам. На "Варяге" была установлена совершенная на то время централизованная система управления огнем Гейслера, а перед самой войной появились дальномеры фирмы "Барр и Струд".
Вроде все прекрасно, так что же пошло не так и почему перед началом войны новейший и совершенный "Варяг" ценился по скоростным характеристикам на ровне с устаревшими еще на стапелях "Дианами"?
В числе причин первая - это те самые котлы системы Николосса, с каждым ремонтом увеличивалось число приходящих в негодность трубок и коллекторов, которые приходилось менять, но серьезных аварий по началу не было, но это только по началу. Ближе к войне разрывы трубок и получение в следствии этого ожогов кочегарами стали печальной обыденностью. Мнения по поводу причин проблем с котлами примерно поровну делятся на две противоположные точки зрения. Первая из них - неудачная конструкция котлов и некачественное их исполнение, вторая - недостаток квалификации кочегаров, не способных правильно эксплуатировать котлы.
Не лучше обстояли дела и с машинами. Самым неприятным открытием, которое непонятно как не было замечено на испытаниях, стала невозможность машин нормально держать ход на 9 узлах. Внезапно выясняется, что на этой скорости, которая была общепринятой в российском флоте тех времен как экономическая при переходах эскадры, машины "Варяга" начинают работать толчками, грозя вибрацией коленчатых валов разнести машину на части. На момент совершения этого открытия, в октябре 1902 года, происходит череда поломок и специальна комиссия выносить разгромный вердикт - машины корабля безопасно могут работать только в диапазоне скоростей 10 - 16 узлов. Напомним в строй "Варяг" вступил в начале 1901 году, получается около года эксплуатации и корабль уже нуждался практически в капитальном ремонте машин.
В январе 1903 начинается ремонт машин, его итогом стала полученная на пробе скорость в 21 узел при частоте вращения машин в 140 оборотов. Но при продолжении испытаний дважды разрывает трубки котлов и обжигает кочегаров, а потом опять начинают перегреваться подшипники. Итог - безопасная скорость 16 узлов на 110 оборотах, если выше начинается перегрев подшипников и спасает только охлаждение маслом, но и с этой уловкой выше 20 узлов скорость не поднимается. И снова мнения экспертов ровно по полам, у одних плохие технические специалисты угробили прекрасные механизмы, у других отвратное качество изготовления машин как причина их фантастически малого ресурса работы. В пользу версии о специалистах, к сожалению говорит практика смены экипажа на российском флоте, при которой уходящие специалисты не успевали научить пришедших им на смену. Еще одним, крайне не маловажным моментом, является то, что имевшиеся в Порт-Артуре технические возможности ремонтной базы не могли решать серьезные проблемы ходовых механизмов.
История же с экономическим ходом, более чем интересна, а зачем было в техническом задании указывать скорость в 10 узлов, если общепринятая 9 узлов? Нет понятно, что нормальные машины должны стабильно работать на скоростях от 0 до максимума, но все же.
После боя при Чемульпо 9 февраля 1904 года "Варяг" был затоплен своей командой и пролежал на месте затопления до 8 августа 1905 года, когда его подняли японцы. Ремонтные работы были завершены к 9 июля 1907 года, когда корабль ввели в строй японского флота в качестве крейсера 2 ранга, под именем "Соя". Японцы оставили на месте орудия главного калибра, а 75 миллиметровые орудия заменили на 10 76-миллиметровых орудий Армстронга. Убраны были кормовой и носовой торпедные аппараты. Котлы и машины были отремонтированы капитально, дымовые поставили по типу британских. Вот что интересно, за все время, что "Варяг" находился у японцев, а это почти девять лет с 1907 по 1916, нареканий на машины и котлы с их стороны не было, крейсер спокойно развивал 22 узла без всяких ухищрений. Основным назначением крейсера в японском флоте были учебные походы весьма приличной дальности. Японцам очень нравились мореходные качества корабля, хорошо выдерживавшего штормовую погоду.
В российский флот "Варяг" вернулся в 1916 году, будучи выкупленным у японцев. Во всю шла первая мировая война, "Варяг" поставили на ремонт во Владивостоке. Ремонт закончили 15 мая 1916 и на ходовых крейсер на 22 котлах дал ход в 16 узлов. Затем на переходе с Владивостока в Средиземное море разрыв трубки в котле №3 убивает матроса и еще один получает сильные ожоги. Нет видимо, что то и правда было не так со специалистами в российском флоте. К концу 1916 "Варяг" переводят в состав флотилии Северного Ледовитого океана, именно с севера "Варяг" уйдет на ремонт в Британию и в Россию больше не вернется. Под конец 1917 "Варяг" захватят англичане, а в 1920 они продадут его для разделки на метал. Свой путь крейсер окончил на камнях шотландского побережья, куда его выбросил шторм после того как он сорвался с буксира.
И что в итоге, а в итоге получается, что версия о плохой подготовке технических специалистов имеет большее число фактических подтверждений. Выходит, что аварии и поломки преследовали корабль именно когда им занимались технические специалисты российского флота. Нет конечно можно упрекнуть японцев в сокрытии проблем, вот только неясно зачем им это. Видимо капитан 1 ранга Данилевский хорошо понимал какие проблемы вызовет эта новая для флотских механиков техника, потому и был категорически против котлов системы Николосса. Еще одно наблюдение, находясь в составе российского флота "Варяг" никак не мог добраться до полноценного заводского ремонта, постоянно выполняя ремонты "силами порта".