Никита Сергеевич Хрущев сидел в своем кабинете и вот уже полчаса крутил в руках фотографии. На них две Валентины – одна Пономарева, другая Терешкова. Перед генсеком стоял важный выбор, и он медлил. Хрущев так внимательно всматривался в лица кандидаток, что некоторым из присутствовавших в кабинете людей даже показалось, будто он просто выбирает из них самую красивую.
Конечно, это было не так. Решался вопрос государственной важности, и после долгого молчания генсек выбрал Терешкову. Возможно, потому что она была по первой профессии ткачихой, а у Хрущева с текстильной промышленностью были особые отношения. А почему собственно первую женщину-космонавта выбирал именно генсек? Безусловно, он имел самый большой авторитет в стране, но в космонавтике асом не был.
Терешкова vs Пономарева
На самом деле, кандидаток на первый в мире женский полет в космос было больше. Однако по итогам обучения и прохождения тестов остались только две девушки. Первая – Валентина Пономарева (28 лет). К началу подготовки к полету она уже была замужем и имела ребенка. Вторая – Валентина Терешкова (25 лет). У Терешковой семьи пока не было. При чем тут семья, спросите вы. Оказалось, что семейное положение крайне важно.
Юрий Гагарин настойчиво выступал против Понамаревой именно потому, что дома ее ждал ребенок, и рисковать здоровьем матери было не по-человечески. Мнение Гагарина поддержал Королев и Каманин, хотя Пономарева была подготовлена лучше и имела навыки пилота, а также высшее образование (инженер-механик жидкостных ракетных двигателей). Специалисты ГНИИИ авиационной и космической медицины стояли за нее горой.
Противостояние прекратил Хрущев. Чем он руководствовался на самом деле, сказать довольно трудно, но дело есть дело – в полет решено было отправить Валентину Терешкову.
Полет «Чайки»
Запуск корабля «Восток-6» на борту с Валентиной Терешковой (позывной «Чайка») состоялся 16 июня. Все прошло удачно, без замечаний – корабль вышел на расчетную орбиту. Все были настроены на позитивный лад, и, казалось, ничто не предвещало трудностей. Генерал-лейтенант Каманин был восхищен тем, как Терешкова провела старт, и даже утверждал, что сделала она это лучше, чем некоторые космонавты-мужчины. Одним словом, в выборе пилота они не ошиблись.
Поначалу так оно и было. Терешкова и правда стартовала удачно, делала ясные и четкие доклады, даже поговорила с Хрущевым, чем обрадовала всех своих командиров и самого генсека. Все было идеально, и пора было приниматься за работу.
Вот тут-то космос показал свою силу и капризный характер. На вторые сутки полета Валентина начала уклоняться от прямых ответов.
Ее показания стали нечеткими и расплывчатыми. Руководство сильно насторожилось. За время полета командирам так и не удалось понять, что происходит на борту «Востока-6». Такое поведение было совершенно не свойственно волевой и упорной девушке. Особые опасение вызывало у Земли то, как проходит процесс питания у Валентины. Сыта ли она? Но и тут четких ответов получить не удалось. Ясно было, что полет «Чайки» отклонился от идеала, но в чем проблема, никто не знал. Все ждали приземления. Радость первых успехов сменилась тревогой.
Доклад «Чайки» Госкомиссии
Приземлившись, Терешкова смогла объяснить свое странное поведение на орбите. По ее словам, в первые сутки она почти не ощущала дискомфорта, а затем внезапно заныла правая голень и продолжала болеть вплоть до посадки. Кроме того, Валентину постоянно тошнило, и есть она не могла. Не зря беспокоилось руководство. Из-за плохого самочувствия девушка так и не смогла совершить запланированные работы. Да что там, она даже от кресла отвязаться не сумела. Исследовательская работа была провалена полностью.
Привет, Земля
Возвращение на Землю в целом прошло удачно. Терешковой не повезло лишь в момент приземления. Парашют был тяжелым и неуправляемым. Валя приземлялась спиной, сильно ударившись лицом о гермошлем.
Разбитый нос и синяк под глазом – такой героиня вернулась на Землю, но радость встречи это не омрачило.
Первыми ее обнаружили местные жители и помогли снять скафандр, а потом, как водиться у гостеприимных хозяев, накормили картошкой с лучком и напоили кумысом. Терешкова знала, что существуют специальные протоколы, и есть после пребывания в космосе «абы что» она не должна. Медицинская комиссия была крайне разочарована поведением девушки, но тут уж ничего поделать было нельзя.
Благодарная Валентина Владимировна в свою очередь отдала весь космический провиант своим спасителям, чем затруднила анализ медикам. В итоге осталось тайной, сколько ела девушка на орбите, и ела ли она вообще.
Еще один промах Терешкова совершила, пытаясь дополнить бортовой журнал уже после приземления, что было строжайше запрещено. За это она получила серьезный разнос от Сергея Королева. Вообще, поведение ее было совершенно не логичным, и она часто получала выговоры за этот полет. Валентина пролила немало слез, выслушивая комментарии командиров.
Итоги
Терешкова – первая в мире женщина, побывавшая в космосе, и этого у нее не отнять. Пускай она и не справилась со всеми задачами, поставленными руководством, но все же смогла доказать, что космос доступен всем. Странно конечно, что Валентина Владимировна увиливала и обманывала руководство. Но никто из нас не был там, среди мрака и холода, где побывала она.
Лично я подозреваю, что Терешкова не была морально готова пережить такой стресс. Очевидно, из-за недомогания и нестабильности психического состояния она не смогла справиться с эмоциями и просто испугалась. Что ж, бывает, особенно когда женщина оказывается одна-одинешенька за тысячи километров от Земли.
А как вам кажется, в чем причина странного поведения Валентины Терешковы?
Буду благодарна за лайки и подписку.