Ученые и сегодня очень осторожно высказываются о причинах возникновения заикания у детей. А ведь исследования этого вопроса происходят уже не одно столетие. А тогда, в далекие сороковые, наука в изучении заикания стояла фактически у самых истоков. Как провести не слишком этичный эксперимент и не дождаться, что тебя начнут сравнивать с нацистскими экспериментаторами? Правильно, брать в подопытные детей-сирот, за которых некому заступиться и подать в суд, если что. Этим и воспользовался известный психолог Уэнделл Джонсон (ИСТОЧНИК).
Что заставило его решиться на эксперимент
До 40 –х годов в кругах специалистов по медицине и психологии считалось, что заикание связано с врожденными, генетическими патологиями. Посему, если уж родился ты заикой или вдруг заикание проявилось в период вхождения в речь, то все, ничего исправить и вылечить не получится. Так заикой на всю жизнь и останешься. Уэнделл Джонсон никак не хотел верить в то, что заикание невозможно вылечить. Возможно, как раз из-за того, что сам страдал таким отклонением в речи. Если случалось у него сильное волнение, то никак ему не удавалось без заиканий высказать свою мысль. Вот и предпочитал отмалчиваться, а, чтобы высказать обществу свои мысли, писал научные труды, книги, статьи. Уэнделл был уверен, что заикание подобно дурной привычке, а значит, от него можно человека отучить.
Убеждения психолога базировались на своем собственном опыте. В детстве, когда он учился в школе, то стал свидетелем разговора своих родителей со школьным педагогом. Учитель сказал маме и папе Уэнделла: «Мне кажется, что у вашего мальчика начинается заикание». После этого юный Уэнделл действительно начал испытывать проблемы с речью, хотя до этого никаких отклонений не было. После услышанного разговора он начал «ловить» себя на симптомах заикания, поэтому стал говорить с осторожностью. Сложно понять, действительно ли педагог стал причиной речевого отклонения ребенка, или попросту раньше малыша заметил первые симптомы развивающегося недуга. Но факт остается фактом: у будущего психолога развилось заикание, а вместе с ним и навязчивая мысль, что заикание можно «внушить».
Ход эксперимента
Уэндалл решился проверить свою теорию на детишках из приюта, оставшихся во время войны без родителей. Он полностью осознавал, что его эксперимент могут посчитать неэтичным, поэтому никогда не публиковал его результаты. А чтобы получить на него разрешение, заявил, что детишки просто смогут оздоровиться с помощью речевой терапии. Ученым были отобраны 22 ребенка: 10 детей, у которых наблюдалось заикание, у остальных с речью было все в порядке.
В ходе исследования Джонсон пытался доказать, что вполне можно вызвать заикание у здорового ребенка только лишь внушением, и то, что заикание можно вылечить, если давать речи ребенка положительную оценку. Всех детей распределили в 4 группы.
· В первой группе было 5 детей, которых страдали от заикания. Им весь период эксперимента постоянно говорили, что их речь просто идеальна.
· Во второй группе собраны детишки с нарушениями речи. Но эту информацию от них не скрывали, а просто рекомендовали работать над собой.
· Третья группа – шестеро детишек, у которых вообще не было ранее проблем с речью. Но им настоятельно весь период эксперимента внушалась мысль, что у них есть заикание.
· Четвертая группа – дети с нормальной речью, о чем им и говорили экспериментаторы постоянно.
Эксперимент продлился полгода. Все это время верная помощница Уэнделла Мария Тюдор вела беседы с подопытными группами. Детишкам из третьей группы она постоянно твердила: «Мы наблюдаем за вами и заметили, что вы сильно заикаетесь. Постарайтесь работать над собой, соберите всю свою волю, чтобы справиться с недугом. Если вы не уверены, что у вас получится сказать слово без заикания, лучше вообще ничего не произносите». Конечно же дети из этой группы стали сильно нервничать и старались говорить, как можно меньше. А у одной малышки из группы даже проявились на нервной почве навязчивые движения. Она начала щелкать пальцами. И все они, как один, стали испытывать страх при попытке заговорить. Хотя заикание у них так и не проявилось.
Результат
Попытка Джонсона доказать, что «диагноз может запустить болезнь», не оправдался. На беглость речи детей третьей группы это не повлияло никак. У двоих детишек этой группы она даже увеличилась. Надо отметить, что все же у двоих подопытных детишек беглость речи немного снизилась, но вовсе не критично. Однако, все дети этой группы начали демонстрировать поведение, характерное для заик. Они ужасно боялись разговаривать, у них стали проявляться трудности в коммуникации, хотя их речь и не отличалась от нормальной. А вот те детишки, которые в начале эксперимента заикались, но им все говорили, что проблем с речью у них нет, улучшений вовсе не показали.
Дети третьей группы после эксперимента ощущали себя, как заики всю свою жизнь, хотя заиками вовсе не были. В их душе навсегда поселился страх общения. Трое из них даже, повзрослев, подали в суд на тот американский университет, под патронатом которого проводился этот страшный эксперимент.
Возможно вам понравится:
Диалоги после садика. Малышизмы 12
5 Табу для папы. Чего не стоит делать при детях.
Надеемся на Вашу помощь в развитии канала. Если Вы считаете статью интересной и полезной, поставьте «Лайк» и поделитесь ею с друзьями в соцсетях. Ваше мнение очень ценно для нас, выразите его в комментариях под статьей.