Найти тему
Medaboutme.ru

По порядку о беспорядке: 5 фактов и 5 советов

К беспорядку люди относятся по-разному. Для одних неприемлема ни пыль на поверхностях, ни немытая посуда в раковине, ни одинокий носок у кровати на сбившемся в кучку коврике. Другие легко оставляют на кухонном столе посуду после завтрака на пару дней, оставляют одежду на том месте, где ее сняли, привычным движением сдвигают в сторону груду мелочей на рабочем столе, и не парятся, называя все это «творческим беспорядком». Или, если хотят показаться более оригинальными, «структурированным хаосом», «альтернативным порядком» или любым другим названием, за которым все равно скрывается самый обыкновенный бардак.

Как правило, большинство людей в равной степени не любят ни беспорядок, ни уборку. Поэтому берутся за последнюю, когда давление первого начинает причинять больший дискомфорт. Все просто, на первый взгляд. Но ученые первым взглядом не ограничиваются, и поэтому в мире проводится довольно много исследований того, как беспорядок влияет на нашу жизнь. И выясняются интересные вещи.

1. Беспорядок является источником стресса. Это убедительно было доказано несколькими исследованиями, в которых принимали участие люди разных возрастных категорий и пола. У тех, для кого беспорядок дома и на рабочем месте является обычным делом, уровень гормона стресса кортизола выше, чем у более аккуратных. У тех, кто поддерживает дома порядок, уровень кортизола снижается вечером, когда они возвращаются домой после напряженного дня. А у тех, в доме которых «черт ногу сломит», не только не снижается, но даже может повышаться.

Особенно выражена эта реакция у женщин, а мужчины относятся к бардаку намного спокойнее. И на уборку они тратят меньше времени, если уж берутся за нее. Хотя встречаются исключения и среди мужчин, и среди женщин, конечно.
-2

2. Психологом Джозефом Феррари выявлена еще одна взаимосвязь: между проблемами с наведением порядка и склонностью к прокрастинации. Чем выше уровень беспорядка, тем более склонен человек откладывать все дела на потом, включая самые важные. В наибольшей степени это выражено у людей старшего возраста.

3. Беспорядок существенно снижает продуктивность и производительность труда. Хаос на рабочем месте мешает сосредоточиться. Нейробиологи из университета Принстона предполагают, что это связано с некоторыми особенностями работы мозга человека. В частности, каждый из предметов, находящихся в поле зрения, вызывает в зрительной коре головного мозга определенную реакцию. Чем больше таких раздражителей, тем труднее происходит формирование образов и идей в сознании человека, так как между раздражителями возникает своего рода конкуренция за нейронную репрезентацию, и, как следствие — снижение продуктивности.

-3

4. Группа американских ученых из университетов Миннесоты и Цинннати выяснила также, что те, кто поддерживает больший порядок вокруг себя, более склонен также к правильному здоровому питанию, а любители «творческого беспорядка» и прочего хаоса предпочитают фастфуд и другую вредную пищу, а также в большей степени склонны к перееданию.

5. Тем не менее, идея о «творческом беспорядке» имеет право на существование. Те же ученые из Цинциннати и Миннесоты подтвердили, проанализировав накопленные данные: у некоторых людей беспорядок действительно может провоцировать появление свежих, креативных идей.

В экспериментах принимали участие две группы испытуемых: любители чистоты и любители «творческого беспорядка». Обе группы генерировали примерно равное количество идей, когда им предлагали придумать способы применения привычных повседневных вещей. Но в группе привыкших к беспорядку предлагаемые идеи исследователи оценили как более креативные и не шаблонные.

Психологи рекомендуют бороться с беспорядком старыми проверенными способами:

1. Не позволять ему накапливаться. Если убирать все по местам сразу, то уборка не займет много времени и не вызовет такого отторжения, как большая работа по разгребанию накопленных гор мусора. Это относится ко всему — от немытой посуды до разбросанной одежды.

2. Не захламлять жизненное и рабочее пространство безделушками. Чем свободнее пространство — тем легче наводить в нем порядок и чистоту. Главный источник беспорядка — избыток вещей.

-4

Без сожалений избавляйтесь от ненужных, нелюбимых, не применяемых предметов, будь то сувениры, одежда или бытовая техника.

3. Не привязываться к вещам. Не хранить нечто только потому, что «так всегда было».

Все, что не используется, лучше ликвидировать — выбросить, отдать, подарить, продать. Все, что используется редко, убрать в кладовку, дальний угол шкафа, в гараж.

4. Практика показывает, что уборка кажется не таким неприятным делом, если делать ее под любимую музыку.

5. Если помещение сильно захламлено, не стоит пытаться убирать все и сразу. Лучше начать с одного шкафа или с одной комнаты, и не хвататься ни за что другое, пока не будет наведен порядок там. Возможно, придется делать уборку в несколько приемов, это не страшно.

Кстати, некоторые бывалые прокрастинаторы признаются, что с удовольствием берутся за уборку именно тогда, когда хочется найти повод не браться за основное задание... Что же, это можно использовать с максимальным эффектом, берите на вооружение.

И пусть в вашей жизни царит творческий порядок.