Уже 27 декабря. Пора переключаться с состояния "работа", на состояние "отдых", но впереди ещё три вечера с одиннадцатиклассниками, жаждущими знаний. Приготовила для них тематические тестовые задания по пунктуации. За основу брала рассказ А. Гайдара "Чук и Гек".
Предыдущая публикация по "Чуку и Геку" была посвящена исключительно 16-му заданию:
Сегодня предлагаю вашему вниманию блок пунктуации целиком.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Наконец они договорились и ямщик побежал домой за сеном и за теплыми тулупами.
2) Пружина от капкана была ржавая и кривая и валялась без дела.
3) У стены стояла широкая деревянная кровать а вместо матраца на ней были навалены сухие листья.
4) Еще не светало и всё небо было в склонившихся над чёрной тайгой горящих звездах.
5) Чук и Гек вскочили но сани дернули и они дружно плюхнулись в сено.
Ответ________________________
17. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Тогда Гек не вытерпел (1) и (2) зачерпывая снег валенками (3) помчался навстречу (4) заросшему бородой человеку (5) бежавшему впереди (6) и (7) кричавшему «ура» громче всех.
Ответ________________________
18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Вот (1) где (2) моя погибель! – воскликнула мать. – Вот (3) кто (4) конечно (5) сведёт меня в могилу! Да перестаньте вы гудеть (6) мучители (7) и расскажите толком, как было дело.
Ответ________________________
19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
И вот как раз (1) в то время (2) когда Чук шел доставать из укромного места (3) свою драгоценную коробочку (4) а Гек в комнате (5) пел песни (6) вошел почтальон (7) и передал Чуку (8) телеграмму для матери.
Ответ________________________
20. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Русскую печь мать топить не умела (1) и (2) поэтому дрова долго не разгорались (3) зато (4) когда разгорелись (5) то пламя запылало (6) так жарко (7) что толстый лед на окне у противоположной стенки (8) быстро растаял.
Ответ________________________
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) На следующий день было решено готовить к Новому году ёлку. (2) Они ободрали все цветные картинки из старых журналов, из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. (3) Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов. (4) Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их всё новые и новые затеи. (5) Наконец он не вытерпел: принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. (6) И игрушечная фабрика сразу превратилась в свечной завод. (7) Свечи были неуклюжие, неровные, но горели они так же ярко, как и самые нарядные покупные. (8) Теперь дело было за елкой. (9) Мать попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей даже не ответил, а стал на лыжи и ушел в лес.
(10) Через полчаса он вернулся с такой ёлкой, какой в Москве, конечно, ни у кого не было. (11) Это была настоящая таежная красавица – высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки.
Ответ________________________
Подсказок в тексте статьи традиционно не будет, но тех, кто хочет себя проверить, приглашаю в комментарии: оставляйте свои ответы - посмотрим, устраним ошибки. В 21-м задании возможны четыре варианта правильных ответов (запятые при однородных членах, сравнительном обороте, между частями ССП и СПП).
Если нужны ещё задания по пунктуации, обратите внимание на следующие статьи:
Ссылки на теорию и практические задания по пунктуации собрала в отдельную статью: