Ника Турбина уже в 8 лет выпустила первый сборник стихов и собирала залы людей на выступлениях. После 16 лет она попадает в психиатрическую больницу, в 22 года первый раз падает с балкона, но выживает, в 27 лет падает опять и умирает.
Павел Коноплев в 3 года свободно читал и совершал сложные вычисления, в 8 начал изучать физику, в 15 поступил в МГУ и в 18 стал аспирантом. Через некоторое время оказался в психиатрической больнице и умер в возрасте 29 лет.
Уильям Сайдис к 8 годам уже написал несколько собственных книг, стал студентом Гарварда в 11 и преподавателем в 17, но через некоторое время перестал заниматься наукой и до конца жизни прожил затворником, работая простым бухгалтером.
Это пример типичной судьбы гениальных детей, которые достигают бесконечно много в самом раннем возрасте, чтобы впоследствии в лучшем случае прожить абсолютно несодержательную до своей смерти. Именно так мне хочется начать пост о современной девочке-вундеркинде Алисе Тепляковой.
Сейчас ей 9 лет и она учится на первом курсе Психфака МГУ. Недавно появился инфоповод в виде новостей о конфликте ее отца и руководства университета и обвинений в травле и выдавливания Алисы из вуза.
О чем для меня в первую очередь эта история? Она непременно о насилии. Но не о насилии консервативного руководства МГУ, которое не дает юному дарованию показать свою гениальность. А о насилии родителей, которые превращают своих детей в инструменты удовлетворения своего тщеславия.
У меня нет вопросов к тому, что при правильном подходе можно любого ребенка обучить чему угодно. И что Алиса реально знает то, что она знает, я не сомневаюсь. Меня другой вопрос волнует - ЗАЧЕМ.
Ну вот допустим закончит Алиса МГУ, получит магистра, доктора, станет тем же преподавателем. Но какой в этом смысл? Когда я последний раз проверял, нигде в смыслах жизни не значился диплом МГУ. И очевидно, что самой Алисе это тоже глубоко не нужно. По очень простой причине - даже сейчас она в том возрасте, когда еще человек не понимает, зачем он пришел на эту планету и чего планирует на ней делать. Для этого ему нужно хотя бы немного прожить самую обычную жизнь и самое обычное детство. А именно это у нее отняли, не спрашивая - нужно ей это или нет.
И то, что она сейчас учится в МГУ, ходит на лекции, сдает зачеты и экзамены - это же все фикция, не более того. Знание - это не набор информации, зашитый в память, ведь тогда можно выдавать диплом или даже степень наук флешке, на которой записаны все учебники. Информации становится знанием, когда интегрируется в психику, готовой к такой интеграции. Без этого мы просто имеем живую флешку с функцией воспроизводства.
Но опять же, проблема не в этом, а в том, что человеку нужно детство, потому что его главная задача не скоростное получение аттестатов и дипломов, а познание себя. Ведь существует множество путей жизни никак не связанных с дипломом вуза. И одно из самых интересных задач жизни - поиск и определение такого пути. Как и одно из самых жестоких преступлений - лишения этой возможности.
Поэтому детям не нужно быть вундеркиндами, ставить рекорды и ходить в университеты. Главная задача детей - просто быть детьми. Наиболее полно проживать свое детство, накапливая весь необходимый опыт этого этапа жизни, чтобы уже на нем строить юность, взросление, зрелость и остальное. Именно поэтому истории гениальных детей чаще всего не имеют продолжения - они не проживают настоящего детства и не могут далее жить остальные этапы. И в этом можно увидеть в принципе задачу жизни - полноценно проживать ее на каждом этапе. Это не требует особых рекордов или сверх достижений, но и не признает критических пропусков.
Поэтому я за то, чтобы детей никто не трогал и давал им спокойно достигать возраста, где сами будут выбирать свои жизненные цели и определять, на что они готовы пойти ради них. Все остальное - это не помощь или работа на будущее, это удовлетворение собственных амбиций через чужую жизнь.