Задали мне тут интересную тему - обсудить партнёрство в малом бизнесе (видимо в крупном в него в принципе никто не верит)))
Я партнёрств видела/вижу много. Вообще наверное в малом бизнесе чаще вижу, когда первоначально включаются в создание оного два/несколько человек, а не один.
Начну с истории одного из своих партнёрских опытов, первых:
В начале 2000-х моя подруга позвала меня строить бизнес. Кадровое агентство. Основной посыл был следующий:
- Есть классный дядька (она с ним к тому времени уже работала, но как наёмный сотрудник), который готов дать действующее юрлицо, предоставить офис и даже, скорее всего, помочь с первыми клиентами. Но с одним условием - параллельно мы обслуживаем его бизнес, большой магазин и оптовые продажи запчастей для грузовых автомобилей: подбираем и учим продавцов и менеджеров, описываем стандарты и показатели эффективности, строим систему мотивации и т.п. Без коммерческой оплаты, естественно, "бартером". Но он много нашего времени занимать не будет. Но сидеть мы будем на его территории, так что дёрнуть может в любой момент. Но хочет, чтобы мы искали своих клиентов, и в наши дела лезть не будет. Но если мы решим открыть своё юрлицо, будет совладельцем с 51% доли.
Но... но... но...)))
Короче, долго ли, коротко ли (не буду описывать наши многочасовые разговоры с подругой), но я в эту авантюру ввязалась.
Что мы получили:
Крошечный кабинетик внутри магазина запчастей (то есть в него нужно было идти через огромный торговый зал с железками, по паре указателей на листочках). Сам магазин находился на трассе на территории автоколонны, рядом с кладбищем. Это кстати был самый частый вопрос от соискателей: - Это у вас что, офис на кладбище?!))) Жутко медленный модемный интернет с педальным приводом через запараллеленную телефонную линию, которым пользовался, кроме нас, отдел оптовых продаж запчастей. То есть если они сидели в интернете (а они делали это почти весь рабочий день), говорить по телефону с соискателями было принципиально невозможно из-за шумов на линии. Если они говорили по телефону - он тоже был занят (каждый раз приходилось бегать и договариваться))).
А, и по 4 тысячи ЗП без возможности какого-либо её увеличения. Ну и конечно, полный объём HR-функций для основного бизнеса нашего "классного дядьки" (который оказался крайне неуравновешенным типом, иногда даже дерущимся со своими продавцами), занимавший наверное процентов 70 нашего рабочего времени.
Через 3 месяца после начала деятельности мы таки открыли своё юрлицо, на троих, как и собирались. Начали работать (конечно, без всякой помощи партнёра, который порекомендовал нас только одному соседу по зданию, мгновенно кинувшему нас на деньги) со своими корпоративными клиентами, кроме подбора персонала, потихоньку стали вводить в ассортимент услуг тренинги, заработали на оснащение тренингового зала (дорогие и очень редкие на тот момент специальные стулья с пюпитрами, доска и ещё какие-то удобные для нас мелочи)...
И упёрлись в то, что наш партнёр, сначала более-менее внятно, а потом уже совсем категорично (подбираю политкорректные слова) стал лезть в наши услуги. Причём совершенно не пытаясь разобраться, а диктуя нам, с кем и как надо работать, как не надо, сколько с кого брать денег и пр.
Ещё месяца через 3, не выдерживая морального прессинга и физического ора мы предложили съехать в свой, отдельный офис (тем более что сидеть почти уже не в городе и в таких условиях было просто супер-неудобно) и забрать юрлицо, на что получили: - Сначала выплатите мне 100 тысяч! (То есть 25 наших зарплат, или на тот момент примерно 10 месяцев аренды супер-офиса в приличном районе города). На наш вопрос "За что?" нам было сказано "За аренду и вообще обеспечение!".
Мы робко попытались возразить, что вроде мы по первоначальной договорённости зарплату и аренду отрабатывали "бартером", буквально круглосуточно носясь с его персоналом, описав всю кадровую и HR-документацию, проведя кучу оценок и обучений (конечно, по коммерческой цене за 6 месяцев это стоило сильно дороже). И что на счёт юрлица приходили деньги от внешних клиентов, заработанные чисто нами, а мы продолжали работать за 4 тысячи каждая. Но услышали, что не в нашем положении "выё...", потому что у него есть "люди, которые вывезут нас в лес и сделают с нами..." (думаю, ясно и без подробностей, хотя они там были) и вообще он крутая фигура коммерческого рынка, а мы и рядом не стояли.
Честно, мы очень испугались. И взяли кредит. И отдали 100 тысяч. И оформили договор покупки доли. И быстренько уехали в офис в городе, где кроме небольшого кабинета был сразу и тренинговый зал, радуясь, что легко отделались. Да, стулья нам были с барского плеча отданы. Правда не потому, что они были куплены на деньги от наших проектов, а потому что нафиг они ему нужны. Да, был ещё профит: с денег, заработанных нами на внешних коммерческих проектах, наш партнёр ещё перед нашим расставанием оплатил мне и подруге по первой сессии профильного обучения (управленческий консалтинг и коучинг), за что я ему благодарна. Мы обе потом доучились за свой счёт (обучение было и у неё и у меня годовое).
Кстати говоря, с подругой мы тоже потом разошлись. Не идеально, но сильно лучше. И ей я тоже выплатила её долю, став единственным участником общества (не считаю до конца, что сумма была справедливой, но сохранить отношения для меня на тот момент было важнее).
Потом было ещё несколько разных партнёрств. С разной степенью успешности)
Но что я хочу сказать в целом по их итогам:
1. Договаривайтесь на берегу
Буквально обо всём, вплоть до деления канцтоваров (это ирония конечно, но небольшая).
И нет, не по-русски через рот. А на бумаге через специалиста.
Я очень доверяю людям, но доверие + договор - это гораздо лучше, чем одно только доверие.
И если в начале вам кажется бредом делить канцтовары, рано или поздно с высокой вероятностью придёт момент, в котором вы рискуете пожалеть, что не договорились об этом тогда, на старте.
И в том числе договаривайтесь с самого начала о том, что будет, если кто-то остынет/передумает/решить вытащить деньги на что-то сверх-важное и т.п.
2. Говорите о недовольствах
Не тогда, когда уже "рвёт на хомячков", а сильно раньше. Как только недовольство/другое мнение/разные подходы обнаружились.
Чем раньше вы начнёте обсуждение, тем проще будет избежать конфликта или решить его конструктивно.
Быть хорошим для партнёра - конечно, важно, но скорее всего ваше детище (дело, бизнес и т.п.) важнее. Ну и речи нет о том, чтобы орать и кидаться стульями. Всегда можно подготовиться и сказать нормально.
3. Делите деньги заранее
Нежелание "делить шкуру неубитого медведя" сгубило не один бизнес и не одно партнёрство.
Потому что это сейчас всё легко и на энтузиазме "сначала надо стартовать, а потом точно разберёмся". Пока делить нечего))) А когда делить уже есть что, разбираться обычно поздно. Ну разве что вести войны. А оно точно вам нужно?..
4. Доверяйте. Но оценивайте объективно
Я категорически против паранойи, когда партнёры ежеминутно следят друг за другом "вон из тех кустов" и настраивают многоступенчатые системы контроля.
Но я за системы показателей. Сразу.
И дело не в том, что партнёр может попытаться вас "кинуть". Дело в том, что у него может просто не хватить компетенций сделать правильно то, о чём вы договорились. Или он побоится вовремя сказать вам о проблеме. Или займётся чем-то более срочным, упустив важные моменты.
Недавно прочитала пост, в котором подчёркивалась мысль, что "классный приятель" - это не компетенция, которая нужна в бизнесе. И да, я с этим согласна (не раз за 20 лет с этим встретилась)))
То, что сейчас человек кажется вам идеальным партнёром вовсе не означает, что по объективным показателям он таковым будет.
5. Расходитесь вовремя
Сразу скажу - у меня нет чётких критериев этого "вовремя".
Но первая мысль, которую я хочу здесь донести - не настраивайтесь на то, что ваше партнёрство бессрочно, и во что бы то ни стало вам нужно его сохранить.
Если не получается договориться, если выявляются принципиально разные точки зрения на важные вопросы, если понимаете, что не понимаете, - расходитесь. Иначе рискует оказаться поздно.
Как бы странно это не звучало, для меня здесь основным является внутреннее ощущение. Интуиция (которая, как известно, скрытый процесс анализа)) Чуйка)) Назовите, как хотите, но слушайте себя.
Отдельно про друзей/родственников...
Мне лично гораздо проще строить партнёрства не с близкими людьми. Да, с проверенными знакомыми, но не с друзьями и родственниками (такой несколько-летний опыт тоже есть).
Проще договориться, проще сказать о пожеланиях/выдвинуть требования, измерить результаты и т.п.
Ну и естественно, проще не тащить проблемы бизнеса/проекта домой и не портить отношения.
Но знаю и весьма успешные в длительной перспективе семейные подряды. Муж и жена, родители и дети (в основном сыновья), братья.
Так что утверждать однозначно не буду.
...
А вы что думаете про партнёрство? Насколько оно для вас возможно?
Какие результаты партнёрств у вас были/есть?
_____________________________
Кстати, есть отдельная статья про то, почему не каждый готов в принципе стать предпринимателем.
А ещё можно подписаться на канал)