Найти тему
Стакан молока

Земные отрады «Моцарта живописи»

Эссе // На илл. Портрет Константина Коровина. Художник Валентин Серов
Эссе // На илл. Портрет Константина Коровина. Художник Валентин Серов

Музы, покровительницы искусств, посещают самых разных людей, не глядя на их происхождение. Сергей Есенин был крестьянским сыном. Константин Коровин — купеческим. В своих мемуарах, написанных в эмиграции и недавно изданных в Москве (Коровин К.А. Отрада земная: Мемуары. Рассказы об Охотине / Константин Коровин. — 2-е изд. — М.: Русский путь, 2019. - 328 с.: ил.) он вспоминает дедовский особняк в Рогожской улице (дед был внуком простого ямщика и сыном управляющего имением графа Бестужева-Рюмина, декабриста).

Мемуары Константина Коровина
Мемуары Константина Коровина

Язык мемуаров художника мне напомнил романы Шмелёва, так как не уступает великому писателю по образности и красоте неизгаженного никакими вульгаризмами русского языка начала ХХ века. Коровин очень по-шмелёвски, сочно и красочно описывает разносчиков, офеней, продававших во дворах всякую снедь, студенческую фронду против церкви и самодержавия друзей отца, студента Московского университета. Все образы нарисованы в красках, в цвете, у любого персонажа виден характер, даже у ручного медведя! Благодаря этому книга читается «запоем», легко, пусть и с флёром грусти от сознания, что этот красивый, многообразный, русским духом наполненный мир исчез безвозвратно и почти без следа. Но, пока есть такие издательства, как «Русский путь», мы этот мир хотя бы не забудем.

А как в его «Рассказах» описан мороз в деревне, когда даже дым в трубу не идёт? А купцы, объевшиеся блинами? А глухариная охота на розовом от восхода снегу? Коровин, как писатель, явно недостаточно известен. И такие книги, как эта, знакомят нас с этой гранью его таланта.

Картинам Коровина свойственно предельно точная передача деталей, света, цвета и интонаций русской природы, деревни, речек, мосточков, церквушек, сараюшек с плетнями… Друзья говорили, что это был весёлый, лёгкий в общении и кристально честный человек, что думавший, то и говоривший. Он и картины писал, похожие на него самого. Педагог Йогансон называл его Моцартом, Шаляпин – Паганини живописи. Он был первым русским импрессионистом, умевшим передавать на полотне воздух и свет, создававшим на этом пленэре целые живописные симфонии.

И такие же написал мемуары. Один список разновидностей блинов чего стоит – будто натюрморт перед глазами! И феноменально передана психология нашего общества тех лет: «Пекли блины бедным. Хитровским ночлежникам, бездомным. В тюрьме острожным арестантам, жуликам и убивцам лютым. Ешь! Потому – широкая Масленица!»

Наступил 17-й год. «У меня ум раскорячился, — говорил Ильин. — Ничего не пойму, как есть». И в книге так же образно и зримо показано, как сразу, непостижимо изменился народ. Яростный кумач — и тёмная угрюмая непримиримость ко всем, кто богаче живёт. Одна деревня забрала у другой всё сено. Коровин спрашивал у крестьянки: что же вы делаете? Ведь там и скотина падёт, и дети без молока помрут? «Чего ж… вестимо, все помрут». Эти записи, дневниковые, предельно лаконичные, не уступят по изобразительной силе даже «Окаянным дням». Поразительно показана боль русского патриота, внезапно понявшего, что этим людям всё, что он творил – ненужно, да и непонятно…

Или такая иллюстрация: Фёдор Иванович Шаляпин, друг художника, пел в театре перед матросами революционный гимн собственного сочинения «Свобода счастье нам несёт», а в его доме в это время взломали погреб, украли всё вино… А беседа с Нюшей-коммунисткой? «Вот нам говорили в совдепе: поделят богачей — всё нам раздадут, разделят равно. А теперь говорят в совдепе-то нам: слышь, у нас было мало богатых-то. А вот когда аглицких да мериканских милардеров разделют, то всем нам хватит тогда…» У Нюши нет ботинок, она зимой ходит, завязывая ноги тряпками. Осчастливит ли её совдеп? Если да, то за счёт других, разорённых? Не эпизод в книге, а этюд картины.

У художника была большая дача в Гурзуфе. Революция её почти пощадила, оставив мемориальную комнату его памяти. В наши же, «лихие 90-е» она была беспощадно разграблена… Всё повторяется под солнцем? Но найдётся ли сейчас Коровин, который опишет наши смутные времена?

Отрадно, что, хотя бы такие книги появляются.

Автор: Василий АНТОНОВ.

Источник: газета Слово № 23, 2021 Подписывайтесь на газету «Слово»! Подписные индексы: П4244 и П4362 (индексы каталога Почты России)

Подписаться на Почте России через интернет можно здесь

Подписка на электронную версию газеты «Слово» на сайте «Ист Вью»

Другие книги Константина Коровина здесь

Книга "Три власти" здесь и здесь