Найти в Дзене
Александр Асов и К°

БЕРЕСЕНЬ (второй месяц зимы ведического календаря)

Оглавление

Середина зимы. Перезимье. Месяц бересень (или просинец) продолжается с 20 января и по 20 февраля. Посвящён богу Крышню.

1–12 бересеня (20–31 января). Двенадцать Нисхождений Вышня и Майи.

Празднование во всем подобно празднованию 1–12 ильменя, посвященному 12 Нисхождениям Вышня.

1 бересеня почитают Вышня в образе Рыбы. Майю — в образе Рыбицы-Рожаницы.
2 бересеня почитают Вышня в образе Голубя, Майю — в образе Голубицы.
3 бересеня почитают Вышня в образе Быка, Майю — в образе Турицы.
4 бересеня почитают Вышня в образе Коня, Майю — в образе Кобылицы.
5 бересеня почитают Вышня в образе Орла, Майю — в образе Орлицы.
6 бересеня почитают Вышня в образе Медведя, Майю — в образе Медведицы.
7 бересеня почитают Вышня в образе Лося, Майю — в образе Лосихи.
8 бересеня почитают Вышня в образе Льва, Майю — в образе Львицы.
9 бересеня почитают Вышня в образе Вепря, Майю — в образе Кабанихи.
10 бересеня почитают Вышня в образе Волка, Майю — в образе Волчицы.
11 бересеня почитают Вышня в образе Змея, Майю — в образе Змеихи.
12 бересеня почитают Вышня в образе Овна-Белояра, Майю — в образе Эвелисии. Также Вышня в образе Буса Бересеня, а Майю в образе его супруги.

В каждый из сих дней также рассказывалось о деяниях Вышня, о том, как являлись миру и иные его лики. Говорилось и об иных образах Майи и Вышня соответствующих эпох: Яйца, Алатыря, Книги и проч.

1 бересеня (20 января). Водосвятие. Бус Бересень.

Первый день месяца бересеня, проходящего под знаком Крышня-Водолея, посвящён также концу эпохи Рода-Рыб и началу эпохи Крышня-Водолея.

Потому вначале рассказывается о явлении Вышня в образе Рыбы-Рода, об изначальном разделении Земли и Вод, а затем о явлении-рождении Крышня-Водолея, о его деяниях.

В этот день в ведических храмах вспоминают, как в древности Крышень дал огонь людям, погибавшим от холодов во время Великого оледенения. Потом он пролил из небесной Сварги на землю волшебную Сурью.

Сурья — мёд, на травах бродивший!
Сурья — также и Солнце Красное!
Сурья — Вед понимание ясное!
Сурья — след Всевышнего Вышня!
Сурья — истина бога Крышня!

Излитая на Землю Сурья в этот день делает все воды целебными, потому верующие купаются в освящённых водах.

В годовом круге Перуновых празднеств этот день мистериально соответствует также победе Перуна над Скипером-зверем и купанию его сестер Живы, Марены и Лели в молочной реке. Заточили в погреб Перуна в Змеиный день. Освобождение его и купание в священных водах произошли, когда Солн­це минуло знаки Скипера-Скорпиона и Стрельца-Китовраса и пришло в знак Водолея.

Этот же день — суть день Рождества Буса Бересеня, Буса грядущей эпохи Водолея. И он должен родиться в один из следующих 12 дней месяца бересеня 2496 года, когда явится Чигирь-звезда (комета Галлея).

Рождение Буса Бересеня в один из означенных дней определит и дальнейший Путь Буса Бересеня. Если Бус Бересень родится в первый день месяца бересеня, то это будет знаком, что он завершит эпоху Рода и начнет эпоху Водолея. Иные дни дают иные смыслы.

1–12 бересеня (20–31 января). Бабьи каши.

О рождении сыновей Вышня, о рождении Велеса, Крышня, Дажьбога, Коляды, Богумира, Ария вспоминают во все дни сего двенадцатидневия, кои также именуются праздником «Бабьи каши». В сии дни в отличие от дней 1–12 ильменя поминают прежде всего супруг Вышня, а также детей Вышня и Майи. И прежде всего Крышнего.

Эти дни почитаются днями повивальных бабок и рожениц. Согласно древнеболгарской традиции («Веда славянъ»), повитухой у Майи Златогорки, или Златы Майки, была Жива-Юда самовила, потому её поминают в этот день.

На «Бабьи каши» женщины ходят к родильницам с пирогами, носят повивальным бабкам продукты, кашу, блины, пироги. Устраивают угощения, продолжавшиеся «до бела света».

В эти же дни обращаются за помощью к Дажьбогу — гусельнику и укротителю гнева. Если кто собирался в это время в дорогу, то испрашивал у Дажьбога защиты от лютых зверей, от разбойников, полагая, что Дажьбог своим пением и игрою на гуслях может утихомирить врагов.

11 бересеня (30 января). Мороз Красный нос и Снегурка.

Через Сед-мериду 11 бересеня в год Воскресения Буса проходила a-Льва.

День подобен Перунову дню 11 ильменя, только в тот день почитали Перуна, а в сей — его противника Велеса. Мороз — ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз — зимняя ипо­стась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя. Мороз женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кащея. У Мороза и Снежной Царицы есть дочь — Снегурочка.

В эти дни рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека, потому с приходом Весны не стала улетать на Север. И только её пригрело Солнце, она растаяла.

1–12 бересеня (20–31 января). Бел-горюч камень Алатырь, Синий камень, Чёрный камень.

При своём нисхождении на Землю Вышний обращался в Камень. Также и при восхождении в Ирий.

В разные эпохи он являлся разными Камнями (Горами, Книгами, Источниками и прочее).

Род в начале времен явил камень Алатырь. Валу обращался в Валун. Велес являлся как Синий камень, либо стоял на страже у Чёрного Камня. Дажьбог являлся из камня Алатыря. Но в сии дни месяца бересеня во всех сих Камнях мы видим прежде всего Камень Крышня-Водолея.

В последние дни эпохи Водолея Крышень обратился в Камень-гору Алатырь и реку Алатырку. Но когда к Алатырю, дабы оплакать гибель Крышня, пришли Злата Майя и Рада — мать и жена Крышня, то они увидели, что Крышень по Алатырской горе (Эльбрусу) восходит к трону Всевышнего.

В следующую эпоху, когда к саду Ирия, располагавшемуся в долине у Алатырской горы, пришёл Индрик-зверь и пригнал грозовые тучи, Крышень по просьбе небесной Коровы поднял над Ирием Алатырскую гору в виде зонтика.

Об этих преданиях волхвы в ведических русских храмах Всевышнего и Крышня вспоминали в день Алатыря.

А в храмах Перуна и Дажьбога в этот день вспоминалио том, как Перун освобождал Дажьбога, обращенного Мареной в бел-горюч камень Алатырь. Вышний-Дажьбог родился из камня, птицею Гамаюном он садился на камень, и вскоре (во время Масленицы) он будет распинаем на камне. Ныне же он обратился в камень, после того как выпил заговоренное Мареной вино.

Но вот Перун дал ему свободу, и Дажьбог пережил новое рождение. И потому уже проглядывает Солнце, и потому этот месяц называется просиньцем, ибо между туч уже появляется синее небо.

В эти дни почитают камни. Главный — бел-горюч камень Алатырь, а также и Чёрный камень (эти камни таинственно связаны, потому их иногда смешивают: иному и Белый камень покажется Чёрным, а иному и Чёрный камень — Белым).

Почитают и чашу, из которой пил Дажьбог, она также отождествляется с камнем Алатырем, ибо из-за неё Дажьбог стал камнем. Отождествляется она и с чашей Крышня, из которой тот пролил на Землю Сурью. Ведь Вышний Дажьбог — это нисхождение Всевышнего. Он объемлет всю Вселенную; значит, и эта чаша, и этот камень — части Вышня-Дажьбога. А значит, чаша — это сам Дажьбог, это сам Алатырь.

Кельты называли её чашей Дагды (кельтское имя Дажьбога), или Граалем (кельтский Алатырь). В эпоху Рыб эта чаша стала приниматься за чашу, в которую Мария собрала кровь распятого Христа.

Но думаю, что изначальный Грааль-Алатырь следовало бы искать не там, где искали его рыцари круглого стола, а близ Алатырской горы (Эльбруса), в русском Беловодье. Впрочем, храмы Грааля были и в Тавриде.

Православное толкование

Ведославное Водосвятие в христианские времена перешло в обряды дней Второго сочельника (Канун Богоявления), а также обряды Богоявления и Крещения, Иордани: 18–19 января.

Также сохранился и обряд «Бабьи каши», приуроченный к 8 января (то есть к Рождеству, которое было перенесено из-за календарных реформ).Почитание камня было приурочено к дню Петра (Камня) 29 января.

День Велеса-Мороза перешёл на 31 января, на день св. Афанасия-ло­моноса береги нос. Считалось, что только на Афанасьевские морозы можно было выгнать ведьм, потому что в эти дни ведьмы летали на шабаш и там теряли память от излишнего веселья.

Сии дни почитались в народе также порой свадеб. Сваты должны были приехать до 31 января, чтобы сыграть свадьбу до Масленицы. Также в сии дни гадали о грядущих месяцах. На Емельяна — накрути буран (21 января) и на Григория-летоуказателя (23 января) гадали о предстоящем лете.

13–21 бересеня (1–9 февраля). 9 врат Буса Бересеня. Майя и Вышний.

Сии дни во всём подобны дням 13–21 ильменя. Здесь они также имеют смысл прохождения Бусом Бересенем пред своим рождением 9 врат, то есть 9 месяцев, 9 знаков Зодиака, 9 зодиакальных эпох. Потому они идут в обратной последовательности и отмечаются после рождения в Малом Годовом Коло, но до рождения в Большом Эпохальном Коло.

13 бересеня: день Рождества Крышня-Коляды. Крышень в начале Творения. Врата Рода-Рыб.

14 бересеня: Крышень у врат Крышеня-Водолея. Он на пороге рождения.

15 бересеня: Крышень побеждает Индрика, подняв над миром камень Алатырь.

16 бересеня: дорогу Крышню к богу Хорсу готовят Велес и Китаврул.

17 и 18 бересеня: Велес и Перун противоборствуют с Кащеем, помогая Крышню.

19 и 20 бересеня: Майя и Вышний готовят рождение Крышня Коляды.

21 бересеня: рождение Коляды, Второго Крышня.

Православное толкование

Следы ведической традиции видны и в христианской. 1 и 2 февраля (Макарьев и Ефимьев дни) явно соотносят со знаками зодиака и месяцами, ибо в эти дни гадают о погоде на месяц февраль.

Также в эти дни гадают о весне: солнечно — к красной весне, пасмурно — жди поздних метелей. 4 февраля, день Тимофея-полузимника, сравнивают с днём Афанасия-Мороза. То есть это так же Велесов день, как и 31 января.

Также и 6 февраля, в день Ксении-полузимницы, поминают Велеса-полузимника. А также в сей день гадают о весне, а также о новом урожае (то есть об осени, которая приходится на знак Велеса-Весов). В сей день клали на весы хлеб, если на следующий день вес хлеба прибавится, значит, будет хороший урожай.

22 бересеня (10 февраля). Велес и велесичи. Почитание домовых духов. Домовой-запечник, прибаутник, сверчковый заступник.

Этот же день отмечался и болгарами-помаками как один из главных дней года: Власин-день. В сей день почитаются как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса.

Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу — главе небесных воинств. Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми, это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор.

Населяют Землю также и иные духи, как благие, так и вредоносные. Среди земных духов есть и те, что сотворены Чёрным Змеем в начале творения.

Когда Сварог творил людей, Чёрный Змей задумал ему подражать; только у него плохо получалось: наделал он немало странных существ.

А когда Сварог вместе со Сварожичами победили Чёрного Змея и всё его войско, то эти существа разбрелись по всей Земле, они стали чертями, бесами, злыми духами.

И их следует отличать от тех, которые произошли от Велеса, Сварога и предков. Они также сошли на Землю и поселились между людьми, ибо они более любят наш мир, они в отличие от небесных духов более привязаны к земному, к живому миру, к плоти.

Тот из них, кто попал в лес, стал лешим, кто в воду — водяным, кто в поле — полевым, а кто в дом — домовым.

Домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте.

В этот день домового кормят кашей, оставляя её на загнётке. Приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги — наш дом береги!»

23–27 бересеня (11–15 февраля). Ясуня и Велес.

Сии дни во всём подобны дням Велеса и Ясуни 24–28 ильменя (15–19 августа). В сии дни также вспоминаются сказания о Велесе и Ясуне. Вспоминается об их отношениях, о борьбе и примирении с Дажьбогом, внуком Велеса. Но в самой службе более говорится о супруге Велеса Ясуне. Это её дни.

23 бересеня вспоминали о том, как Ясуня выручала Велеса, после того как он также пил из чаши Дыя.

24–26 бересеня вспоминали о том, как спасали Дажьбога и Велеса их супруги.

27 бересеня говорили о встрече Весны-Тальницы (Сиды, Ясуни) и Мороза-Велеса (Рамны Сурича). А также о встрече Вышня-Дажьбога с Мареной-Зимой.

2730 бересеня (15–18 февраля). Помана и Томина Купалич. Бус Купалень.

В эти дни рассказывали о рождении и жизни до­чери Велеса и Сиды, о Помане, а также о её супруге То­мине Купаличе.

В сии дни разыгрывают мистерию, «поминки», суть коих в том, что при рождении Помону вместе с сыновь­ями Даны, Вальей и Вритьей, похитил бог Пан. Потом Пан отнёс её в царство Вия. Но затем, после великой битвы трёх Родов, её освободили.

Затем руки Поманы добился бог Томина, сын Купалы и Костромы. Он выполнил все задания Велеса, победил Змиулана и стал её супругом.

От Поманы и Пана был рождён Латин, а Томина и Помана родили Этруска. Праздники «поман» и поминок, до сего дня отмечаются как на Руси, так и у болгар, у коих в сей день делают чучело Помоны, которую отпе­вают и хоронят.

Также отметим, что почитание Томины Купалича, сла­вянами относилось и к Бусу Купаленю. Отож­деств­ление его с Господом Чаитанйей, почитаемым индуистами-вайшнавами, также проходит в эти дни: 18 февраля, то есть на границе с месяцем Лютенем, во время Отдания празд­ников Поманы, Томины и Велеса.

27 бересеня говорили о встрече Весны и Мороза-Велеса. А также о встрече Вышня-Дажьбога с Мареной-Зимой.

27 бересеня (15 февраля). Сретенье. День Сречи Дажень-яра с Навною.

Сед-мериду проходит звезда Фомальгаут (a-Южной Рыбы).

В этот день Зима встречается с Весною. Марена — с Дажьбогом, Снежная Царица — с Ярилой. Велес-Мороз — с Весной-Тальницей. Также, согласно «Книге Ярилы», встречаются Дажень-яр с Навною.

Зима хочет заморозить Весну, но сама от своего хотения только потеет. У дня становится больше света, а у ночи — меньше стужи.

В этот день в ведические храмы к изваяниям Макоши-Сречи, (среча — значит удача) приносили дары.

Гадали о том, удачная ли будет Весна и каков будет урожай:

«Если на Сретенье метёт снег — значит, уродится хлеб. Утром снег — к ранним хлебам, вечером — к поздним. Небо беззвёздно — зима заплачет поздно».

Православное толкование

10 февраля в церквах почитают святого Ефрема Сирина, современника Василия Великого (они встречались, обменивались мнениями).

В народе же сей Василий заменил Велеса, а Сирин — его помощников (прежде всего домового). К тому же он носил имя волшебной помощницы Велеса — птицы Сирин. Неделя о мытаре и сплошная седьмица заменили Велесовы дни.

15 февраля в народном месяцеслове Сретенье: Весна с Зимой встречаются. А в церковной традиции это Сретенье Христа, заменившего Вышня-Дажьбога и князя Дажень-яра.

В сей день Богородица приносит младенца Христа в храм для очищения и благовествует о нём, и её встречает старец Симеон (в нём узнается Велес-Мороз).

И потому ныне в православных храмах поют тропарь: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из тебя воссия Солнце Правды...»

А в Древнем Риме праздники сего дня именовались «луперкалиями» (т.е. волчьими днями). Римляне в сии дни почитали богиню Помону (Pomona), дочь волка, в коем мы узнаём Велеса-Мороза (Марса). Кстати, и прародители римлян, Ромул и Рем, были рождены богом Марсом, а вскормила их Волчица (т.е. Сида).

По римскому преданию, Помона родила от Вер-Тумна козлоногого Фавна, а сей Фавн потом родил Латина, прародителя латинян-римлян.

Полное тождество Пана и Фавна удостоверяет, что подлинным его отцом был не Томина (Вер-Тумн), а сам Пан, овладевший, согласно славянскому преданию, По­моной, когда та была в плену у Вия.

В праздник луперкалий (15 февраля) жрецы-луперки приносили Фавну в жертву собаку (заменявшую волка) и козла (в память о Пане, правнуке Козы Седуни).

После сих жертвоприношений обнажённые жре­цы-луперки с козьей шкурой на бёдрах бегали вокруг Па­лантина, на склонах коего был и священный грот «Луперкалий» (т.е. волчий). При этом они сте­гали вы­резанными из кожи жертвенного коз­ла ремнями встре­­ченных женщин якобы для того, чтобы сделать их плодо­витыми.

Почитание Помоны потом в христианском Риме было перенесено на Богородицу.

28 бересеня (16 февраля). Велес и Дажьбог.

Этот день подобен дню Яблочного Спаса в ильмене. Только здесь в сии дни события описывают, исходя из позиции Велеса и Ясуни.

В сей день поминали о том, как Велес увёл у Дажьбога ирийских коров. Вспоминали и о том, как Велес и Дажьбог при­мирились. Велес играл на гуслях, и игра его столь покорила Вышня-Дажьбога, что он обменял коров на гусли.

29 бересеня (17 февраля). Отдание праздника Велеса и Дажьбога. Велес-Мороз.

В сей день поминали о свадьбе Велеса-Дона и Ясуни, о дочери их Роси, которая стала матерью Дажьбога. Это день свадеб. И прежде всего звериных (волчьих) свадеб, то есть свадеб зверей, коим покровительствует Велес.

Также в сей день Велес предстает Морозом. Его называют: «Велес студёный — волчий сват, маковый закат».

30 бересеня (18 февраля). Стрибожьи внуки. Поминовение павших у Троянова вала. Троян Зимний.

Этот день во всём подобен дням 30–31 ильменя. Отличие в том, что в сей день Трояна называют божеством Зимы, отождествляют с пращуром Велесом.

Именно к сему дню относятся строки из «Книги Велеса» (Троян IV, 8:4) о поминовении погибших у Троянова вала: «И они на прямом пути к тризне полегли. И Стрибоговы внуки пляшут над ними и плачут о них осенью, а студёной зимой о них причитают на жертвенных ступенях».

Православное толкование

16 февраля в христианском календаре: Власий. За ним, разумеется, виден Велес. Власий в народном понимании — покровитель скота.

17 февраля поминают Николу студеного. Сей Никола, очевидно то же что Санта-Клаус, а по-русски Дед Мороз (Велес и Коляда).

P/S

Опять в комментариях много сторонников ахинеи от гр. Израиля Ахиневича (основателя т.н. "инглиистической церкви") с их 9-ти месячным календарем, и именами месяцев, происходящих от еврейского алфавита: алеф, бет, делет, гимель (имена инглиистических месяцев: айлет, бейлет, дейлет, гейлет) и т.п., выдаваемые за нечто древнеславянское.

Хотя, следует признать, и 9-ка месяцев имеет своё значение, но не-календарное (в мистериях перерождения).

Ниже даю ссылку на мою статью о древнерусском месяцеслове с изложением также и археологических изысканий академика Б.А. Рыбакова, проанализировавшего 12-месячный календарь на горшке 4-го века.

Древнерусский месяцеслов - календарь волхвов.

-2

#веды руси #славянская мифология #русь #славянский календарь

* * *

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси .

А ещё книги есть в Лабиринте и пр.

* * *

Читайте книгу Александра Асова «Венок сказаний о Владыках звёзд» («Мифы славян»), « Сказание Бусе Кресене», "Фантастикум. Дело о похищении Либерии королевы Анны Ярославны" на сайте AUTHOR TODAY.