Найти в Дзене
Медиа Про

История такси в Российской империи

Оглавление

Точная дата появления такси в Российской империи неизвестна — кто-то говорит, что впервые такси заработало в Санкт-Петербурге, а кто-то — что в Москве. Появление именно в этих городах объясняется просто: транспорт активно развивался там, где было много пассажиров. А их много там, куда прибывают поезда.

Тем не менее все сходятся в датировании: первые такси появились в стране в 1906-1907 годах. Есть описание из газеты «Голос Москвы» от 1 сентября 1907 года, что на улице видели олдсмобиль с табличкой «Извозчик. Такса по соглашению». В этом же году на Страстной площади, которая теперь Пушкинская, появилась первая стоянка такси.

В Москве

Первое крупное московское таксомоторное предприятие «Товарищество Автомобильного Передвижения» было основано в 1909 году. Они начинали с четырех автомобилей марок FIAT, Darracq и N.A.G. К концу 1909 года в пользовании товарищества было десять автомобилей, а еще через год их число выросло до 38.

-2

Вслед за «Товариществом Автомобильного Передвижения» в Москве появились таксомоторы компании «Такса» и товарищества «Матт». Вскоре к ним присоединились мелкие частные предприниматели. И, если в 1911 году в городе на линии работали 79 такси, то к 1913 году их стало уже 217.

-3

В Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге такси развивалось быстрее. В мае 1909 года там было основано акционерное общество «Санкт-Петербургский Таксомотор», позднее переименованное в «Международное Таксомоторное Общество». Его учредил торговый агент американской фирмы Ford, предприниматель М. С. Фриде. Таксомоторы Фриде были марки Ford модели «Т», окрашенные в голубой цвет, из-за чего их часто называли «Голубые таксомоторы».

Вместе с таксомоторами Фриде по улицам Санкт-Петербурга разъезжали «Белые таксомоторы», «Зеленые таксомоторы» и «Красные таксомоторы». Всего в эксплуатации находились автомобили 30 марок — преобладали не очень дорогие, но качественные французские машины Charron и немецкие Opel.

-4

Самым большим предприятием было «Российское Tаксомоторное Oбщество» («Белые таксомоторы») — в их гаражах числилось 112 автомобилей. В общей сложности в 1911 году в Санкт-Петербурге на линии работало 296 таксомоторов, а в 1913 году — 380.

С началом Первой Мировой войны в 1914 году началась мобилизация и водителей, и пригодных к военной службе автомобилей. Это привело к тому, что количество таксомоторов в городах стало сильно сокращаться. Из тех же, что остались, в основном, были старые, изношенные и технически непригодные автомобили.

Окончательно такси перестало работать как бизнес после Октябрьских событий — в те годы почти все частные автомобили были национализированы, а таксомоторные предприятия закрыты.

Поставьте «👍 Нравится» этому материалу, чтобы видеть больше полезного контента! Вот ещё несколько интересных статей для водителей:

🚗 Первые автомобили известных марок США. От Ford до Tesla

🤔 Новая возможность водительского удостоверения