Удивительно, как погода в Подмосковье может изменить будущее вино аборигенного сорта Рубин московский. И не обязательно снижение суммы активных температур вино ухудшит. Да, оно будет другим, но, иногда, и более интересным.
Нередко можно встретить высказывания по поводу того, что терруар имеет важное значение для качества вина. Несомненно – почва, климат, рельеф влияют на сроки созревания ягод, их фенольность, экстрактивность. Но, оказывается и плохая погода может сотворить положительную метаморфозу.
Хочу рассказать из своего опыта, как сильно изменились вина из одного сорта, в зависимости от погоды. Речь пойдет о моей универсальной сортоформе «Рубин московский», которую я специально выводил для Подмосковья, как неукрывной. Подготовил вино к новогодним праздникам.
Этот виноград, из числа других селекционных форм, показал себя в моих условиях как наиболее подходящий для получения красного вина. В 2019 и в 2020 годах Рубин московский готов был для стола в середине августа. Фенольная зрелость, для вина, наступала в середине сентября. Ягоды вызревали до густо синего цвета. Сок насыщенно красный.
Сахар в сусле был 19 брикс, кислоты 8-9 г/л. Очень хорошие показатели для Подмосковья. Такие ещё поискать. Вино получилось красивого рубинового цвета, сбалансированное, легкое, со слабым мускатом. На дегустации получило хорошую оценку.
В 2021 году весь сентябрь был прохладный и пасмурный. Солнца не было ни дня. Ягоды висели недозревшие, фиолетового цвета. По ночам случались уже заморозки. Но Рубин московский, единственный из всех, оставался с зелёными листьями. Не пожухли они даже при заморозке -3,5 градусов. И я решил оставить грозди на кустах, наблюдать их дальше. С началом октября установились солнечные дни. Но ягоды оставались по-прежнему фиолетовые.
Вероятно, они не могли уже дозреть из-за заморозков. 16 октября я попробовал ягоды и обнаружил в них очень яркий, интересный мускат, которого не было в прошлом году. И решил попробовать сделать десертное вино. Сахар в сусле составил лишь 17,5%. Но кислота, как ни странно, уменьшилась до 7 г/л.
Часть сусла решил сбродить насухо, добавив сахар до 20%. Это вино совершенно не похоже на прошлогоднее. Мускат стал заметнее. Появился отчетливый тон чернослива и какие-то нотки, которые бывают от сухой мадеры, что-то отдаленно напоминающее орех и дым. Та легкая кислинка, которая характерна для сухих вин, постепенно переходит в сладковатое послевкусие. Удивительное вино!
Десертное вино делал по мускатной технологии, с сахаристостью 18% и алкоголем 14 градусов. Получилось, на мой вкус, просто замечательно: сильный, но приятный мускат, где выступает изумительный аромат вишни и подчеркивают тона ежевики. Ничего похожего раньше не пробовал. Очень доволен.
Это вино вызвало изумление специалистов. Один даже сделал заказ на саженцы, чтобы заложить виноградник под Санкт-Петербургом. По всем параметрам испытаний в течение 5 лет, Рубин московский показал себя как достойный подмосковный абориген. Должен прижиться и в климате Ленинградской области. Что ж, посмотрим.
Хочу спросить коллег-читателей: имеются ли наблюдения такого изменения вин из винограда одного сорта, в зависимости от погоды сезона?
Реально ли получать товарный виноград в Ленинградской области?
Пишите в комментариях.
По другим вопросам – на почту e-mail:rodimin@mail.ru
Ваш Евгений Родимин