Найти в Дзене
Наблюдательница жизни

Сергей Львович Пушкин. Каким человеком был отец русского гения

Оглавление

Сергей Львович Пушкин был абсолютной противоположностью своему сыну Александру Сергеевичу.

Твердый характер, уверенность в своих действиях, целеустремленность Александр Сергеевич явно унаследовал не от родителя. Давайте поподробнее расскажу о личности Сергея Львовича. О том, каким человеком он был.

Как все начиналось

Сергей Львович родился в мае 1770 года. Его отец Пушкин Лев Александрович был весьма неоднозначной натурой... как писал про деда Александр Сергеевич:

Первая жена его, урождённая Воейкова, умерла на соломе, заключенная им в домашнюю тюрьму за мнимую или настоящую её связь с французом, бывшим учителем его сыновей и которого он весьма феодально повесил на чёрном дворе.

Второй женой Льва Александровича стала Ольга Васильевна, урождённая Чичерина. От нее и родился Сергей Львович. Кроме Сергея у супругов было двое дочерей и один сын.

Сергея Львовича воспитывали дома. Мальчика почти с пеленок записали в лейб-гвардии Измайловский полк. С 1777 по 1791 год он числился там сержантом. Потом у него были звания прапорщик и капитан-поручик, а в 1797 году он увольнялся со службы коллежским асессором.

В Петербурге Сергей Львович часто гостил у своей троюродной сестры - Марии Алексеевны Ганнибал. Там у него зародились чувства к Надежде Осиповне, единственной дочери Марии Алексеевны. Она была ему внучатой племянницей. Девушка ответила Сергею Львовичу взаимностью и в 1796 году он на ней женился.

Супруги имели сходство в том, что оба были хорошо образованны и начитаны. Им было хорошо и интересно вместе, но совершенно неожиданно оказалось, что по характеру Сергей Львович абсолютно не приспособленный к хозяйственной жизни. Его молодая жена взяла на себя все обязанности и по дому и по финансам. Полагаться на Сергея Львовича в материальном плане оказалось нельзя.

Сергей Львович отлично владел приемами светского общения. Ему нравилось быть душой компаний на вечерах. Он мог поражать окружающих, тем что рассказывал наизусть Мольера или декламировал французскую поэзию. Ему не было равных в придумывании веселых салонных игр. Его можно было бы назвать человек-праздник, если бы не взрывной характер, сменяющийся унынием и неуверенностью.

В 1798 году, после рождения старшей дочери Ольги, семейство переехало на постоянное жительство в Москву.

Чем все завершилось

Проживая в Москве, Сергей Львович опять устроился на службу - с 1800 года он состоял в Комиссариатском штате.

Дом супругов пользовался большой популярностью у московских интеллигентов. У них частенько гостили историк Н. М. Карамзин, поэт К. H. Батюшков, поэт и баснописец И. И. Дмитриев. Сергей Львович был радушным хозяином и чувствовал себя, как рыба в воде когда было необходимо развлечь гостей.

Дочь Ольга, вспоминая отца, упоминала, что он был идеально создан для общества и обладал удивительным остроумием. На каждый случай у него были припасены остроты. А вот сын Александр отца не очень понимал, так как ему не нравилось, что все житейские проблемы тот легко сваливал на хрупкие плечи Надежды Осиповны. Кроме того, сын раздражался от скупости родителя. Перед гостями он проявлял радушное хлебосольство, зато перед своей семьей демонстрировал отвратительную скупость. Получалось, что все лучшее для гостей, а близким жалкие крохи.

Когда Александр Сергеевич оказался в южной ссылке и жил в Кишиневе и Одессе, то он возмущенно написал своему младшему брату:

Изъясни отцу моему, что я без денег жить не могу. Жить пером мне невозможно при нынешней цензуре... Все и все меня обманывают - на кого же, кажется, надеяться, если не на ближних и родных. На хлебах у Воронцова я не стану жить - не хочу и полно... мне больно видеть равнодушие отца моего к моему состоянию - хоть письма его очень любезны

Осознав, что сын Александр обладает талантом, Сергей Львович стал очень гордиться им. Он не готов был помогать сыну материально, но с радостью оказывал свою помощь в посильном, например, помогал ему в издательских делах.

Но конфликты между отцом и сыном не прекращались. Сергей Львович отказывался понимать, как можно перечить властям. "Политическая неблагонадежность" Александра Сергеевича приводила его в ужас. Доходило даже до того, что отец рассказывал полиции о том, что делает его сын.

Узнав о помолвке сына с Натальей Николаевной Сергей Львович искренне обрадовался. Он выделил старшему сыну 200 душ незаложенных крепостных крестьян. Правда, когда сын приехал вступать во владение, то поразился разорению, царившему вокруг.

В 1834 году поэт горестно написал жене:

Если не взяться за имение, то оно пропадет же даром. Ольга Сергеевна и Лев Сергеевич останутся на подножном корму, а придется взять их мне же на руки, тогда-то наплачусь и наплачусь, а им и горя мало, меня же будут цыганить. Ох, семья, семья!

В 1836 году умирает Надежда Осиповна и Сергей Львович остается один. Он сокрушен обрушимся на него горем и это смягчает отношение к нему Александра Сергеевича.

Жизнь после ухода жены сильно изменилась в худшую сторону. Сергей Львович не привык решать все хозяйственные вопросы, он ощущал себя потерянным и осиротевшим. Он продал "мебель" в Петербурге и переехал на жительство в Москву, к Сонцовым. Он мечтал поехать в Михайловское, как раньше летом с супругой, но, увы, у него отсутствуют деньги, чтобы позволить себе такое путешествие.

Известие о смерти Александра Сергеевича стало ударом для отца.

"Он как безумный, - писал Баратынский Вяземскому от 5 февраля 1837 года, - долго не хотел верить. Наконец, на общие, весьма неубедительные увещания сказал: "Мне остается одно: молить бога не отнять у меня памяти, чтобы я его не забыл". Это было произнесено с раздирающею ласковостью"

Последние годы жизни Сергей Львович начал глохнуть и страдать одышкой. У него прогрессировала астма и дыхание стало тяжелым. Он умер в 1848 году в возрасте 78 лет. Похоронили Сергея Львовича рядом с любимой супругой и сыном на холме Святогорского монастыря.

Благодарю, что дочитали. Если статья была интересна, то буду признательна, пальчику вверх. Подписка здесь