Найти тему
Половинка Луны

«Хозяин не должен знать, что его раб идёт в уборную». Язвительный османский чиновник о наложницах и слугах

Мустафа Али (1541-1600), родился в семье образованных торговцев. Он учился в лучших стамбульских медресе того времени. С ранних лет юноша проявил талант к написанию как прозы, так и поэзии, но на жизнь зарабатывал работой чиновника. Эта служба была полна взлётов и падений, высокие посты чередовались с длительными периодами безработицы. Сам Али считал себя жертвой коррупции и заговоров коллег. В эти периоды вынужденного простоя наш герой много писал, в основном исторические тексты.

Но в 1581 году он обратился к теме, которая стала ключевой в его творчестве: комментарии по поводу устройства современного османского общества - язвительные и проницательные, хлесткие и юмористические, но никогда не скучные. Последняя крупная работа Али «Столы деликатесов, по поводу правил общественных собраний» (Mevâ’idü’n-Nefâ’is fî Kavâ’idi’l-Mecâlis), написана в этом ключе. Кажется, что автор высказался по поводу всех пороков: кекс, наркотики и рок-н ролл винные таверны, oпиym, музыка и отношения между полами - лишь часть затронутых им проблем.

В приведённых ниже отрывках автор наворчал высказался по поводу своей любимую темы — о домашних слугах, их неблагодарности и некомпетентности.

Во-первых, в абсолютно шовинисткой манере, Али прошёлся катком по поводу достоинств и НЕДОСТАТКОВ представителей каждого народа:

Рабы-христиане, захваченные османскими пиратами
Рабы-христиане, захваченные османскими пиратами

Ожидать хороших манер и благородства от албанца или питать надежду на верность нечистого на руку курда - всё равно, что упрашивать курицу прекратить кудахтать и начать нести яйца . Или как кричать грабителю или разбойнику: «Не убивай меня!»
И совершенно невозможно, чтобы русская рабыня (джарийе) не была гулящей, или чтобы безбородый слуга (саде-ру гылман), привезённый их тех же земель не был катамитом*.
*юноша-спутник взрослого мужчины (да, в том самом значении)
Точно так же не питайте иллюзий, что вино не будет бедой казаков. Или что вырожденцы в лице чернолицых африканцев (сиех-ру Араб) не сыщут себе дурную славу поступками, что они совершат из-за пристрастия к вину и [ферментированному] напитку боза.
Очень много боснийцев и хорватов, чистосердечных, хорошо сложенных, вежливых, скромных и честных. Также в изобилии встречаются умные, рассудительные и утонченные европейские христиане, элегантно одетые, приятной походки и манер, ловкие и проворные.
А большинство противных грузин ходят в грязной одежде, мерзкие и чумазые, сверху донизу, и неважно одеты ли они в шёлк или лён. Глядя на их глаза и брови, можно подумать, что это черкесы, вероятно даже предположить, что они благородных кровей, но в этом суждении так легко обмануться. А вот венгры, напротив, чистоплотны и расторопны. Но есть сотни примеров того, как они предавали своих хозяев.
Теперь о черкесах и абхазцах. Они, совершенно очевидно, красивы и смелы, их глаза, брови и ресницы изящны. Однако из-за недостатка интеллекта некоторые иногда ведут себя непокорно по отношению к своим благодетелям.
Неверные Валахии, Трансильвании и Молдавии по характеру похожи друг на друга. Их красота в чём-то приятна, но их порочность уродлива. Другими словами, по сравнению с венгерскими и хорватскими неверными, их мораль и нрав противны и оскорбительны. Войнуки - это группа неверных, распутных и похотливых, лишенных красоты и миловидности.
Однако в любом народе есть хорошие люди. Однако, как обычно говорят о чем-то малочисленном, они встречаются “так же редко, как ничто”.

Более всего Мустафу Али раздражает лень и некомпетентность слуг:

Слуги (хизметкар), которые должны делать покупки, когда им говорят: «Пойди купи то-то и то-то на рынке»— отвечают: «Там такое не продают» — или: «Магазины сегодня закрыты». Короче говоря, придумывают какие-то отговорки и медлят, лишь бы только не идти на базар.
Это свидетельствует о том, что они без промедления заслуживают порицания и телесных наказаний, немедленного оскорбления и унижения. Ибо, по мнению разумных людей, слуги [должны быть] далеки от лени и апатии.

Рабыни, помимо выполнения обязанностей по дому, также часто использовались и в качестве наложниц: эти девушки имели меньше прав, чем жены, что делало их очень удобными для злоупотреблений рабовладельцев (с жёнами же такой порядок вещей часто обговаривался). В то же время ребёнок, рожденный от рабыни, был свободен и имел точно такие же имущественные права, что и ребёнок от законной жены. Однако Мустафа Али заведомо отказывает рабыням в «карьерном росте»:

Девочки-рабыни (кенизек) низкого происхождения не могут стать хозяйкой дома (кадын) лишь только по той причине, что благородные люди проявляют к ним интерес и внимание. Женщины-рабыни низкого происхождения (караваш), служащие в спальне, тоже не могут занять место женщины из благородной семьи. Ибо колючая акация не может стать плодоносящей финиковой пальмой только потому, что она растет вдоль дороги к Каабе; и никто не ждёт вкусных, сладких плодов с колючего кустарника.

Но поучает он и благородных османских леди:

Если хозяйка дома (хатун) вверяет кухню и кладовую своим рабыням (джарийе), а имущество своим девочкам-рабыням (кенизек) и при этом считает, что это означает быть “кадын”, то вот, что я скажу. Блюда, приготовленные такой уважаемой женщиной (афифе), будут невкусными, а забота о благосостоянии не будет благословлена. Потому что, если хозяйка дома не показывается на кухне, она никогда не найдет тот подходящий аромат, что соответствовал бы вкусам хозяина дома. По правде говоря, самые достойные среди женского сословия - это те, что любят вести домашнее хозяйство. Благоразумны те, кто лично следит за своей любимой сокровищницей и своей шкатулкой с драгоценностями.
-3

Не обошлось и без рублики «полезные советы»:

Девочки (кенизек), что заботятся о своих средствах к существованию, в частности джарийе, что служат в опочивальне, насколько это возможно, ограждают себя от поведения и действий, что вызывают отвращение в сердце. Если у них есть на это силы, то всю свою жизнь они не позволяют своему господину замечать их походы уборную.

Но далее идёт совсем уж неоднозначное добавление. Оставлю без комментария:

Такого рода поведение, целью которого является скромность и хорошие манеры ( в частности, избегать вульгарности, связанной с явным посещением туалета) должно быть свойственно и мальчикам-слугам (ичоглан) и слугам-мужчинам (харем хизметкары) в больших домах. Они должны вести себя как непорочные девы (душизе). Они тоже должны избегать ситуаций, которые вызывают отвращение в сердце, насколько это возможно.

Неблагодарных слуг автор бранит последними (с точки зрения мусульманина) словами:

Собака лучше, чем раб (куль), который не понимает обязательств благодарности — хотя один человек, а другой пес. Неблагодарный раб выглядит как человек, но это жалкая свинья. Он - дикая свинья в болоте отступников.

Видимо, на то были причины.
P.S. Прошу читателей не выражать отношение к герою статьи через «дизлайк». К сожалению, в этом случае «дзен» считает, что публикация плохая и перестаёт ее продвигать. А я потратила немало времени на перевод и ещё больше на поиск информации. Спасибо за понимание 🥲