Мартин Лютер - немецкий богослов, с которого принято начинать эпоху Реформации. В 1517 году он выступил против католической церкви, раскритиковав политические амбиции римского папы и практику индульгенции в своих 95 тезисах, которые прибил на двери Замковой церкви в Виттенберге.
Протест Лютера стал спичкой в пороховой бочке католической церкви, приведший не только к религиозным изменениям в Европе, но также к социальным, политическим и экономическим переменам. Протестантские движения освободили часть Западной Европы из-под контроля Римско-католической церкви, следствием чего стала секуляризация и многочисленные религиозные войны.
Отношение к евреям: ранний этап
В начале своей религиозно-политической карьеры Лютер защищал евреев от католического гнета. В 1514 году в письме теологу Георгу Спалатину он пишет, что иудеев нельзя силой обращать в христианство.
В 1523 году Лютер издает памфлет "Иисус Христос родился евреем", в котором критикует католиков за гонения на евреев, называет евреев богоизбранным народом и говорит, что Иисус Христос был евреем. Но с рождением Иисуса евреи перестали быть богоизбранными, поэтому им нужно помочь стать христианами.
Там же Лютер отмечает свою лояльность к иудеям, потому что понимает причины, по которым они не хотят перейти в христианство:
Если бы я был евреем и увидел, что такие глупцы и болваны управляют и учат христианской вере, я бы скорее стал свиньей, чем христианином. Они поступили с евреями, как если бы они были собаками, а не людьми; они сделали нечто большее, чем просто высмеивали их и захватывали их имущество. Крестя их, они не открывают им ничего из христианского учения или жизни, но только подчиняют их папству и монахам.
Антисемитский Лютер
Лютер разочаровался в евреях из-за того, что его деятельность не привела к массовому обращению иудеев в христианство. Поэтому он встал на тот же путь, который занимала католическая церковь. Возможно, из-за Лютера положение евреев стало значительно хуже. Некоторые исследователи считают, что Лютер был частично виновен в появлении нацистской идеологии в Германии.
В 1530-е годы Лютер агитировал против евреев. Это отразилось на политике властей Саксонии, Бранденбурга и Силезии. Например, саксонский курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный, принявший лютеранство, в 1536 году издал указ о запрете евреям перемещаться и жить на его землях.
Позже Лютер разошелся еще сильнее и написал три антиеврейских памфлета: "Против саббатианцев" 1538 года, "О евреях и их лжи" и "Шем Хамфорас и происхождение Христа" 1943 года.
Вся критика Лютера в основном направлена на тех евреев, которые исповедуют иудаизм. Но в то время это касалось почти всех евреев. Наиболее агрессивно Лютер критикует евреев в памфлете "О евреях и их лжи", в нем реформатор призывает рушить синагоги, иудейские дома и школы, также призывает запретить раввинам проповедовать иудаизм и лишить правовой защиты всех евреев с конфискацией их имущества.
Для примера приведу несколько особо ярких цитат:
Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы.
Следующими цитатами, вероятно, вдохновлялся сам Гитлер:
Во-вторых, я советую сровнять с землей и разрушить их дома. Ибо в них они преследуют те же цели, что и в синагогах. Вместо (домов) их можно расселить под крышей или в сарае, как цыган...
Однако если власти неохотно применяют силу и не обуздывают еврейское дьявольское буйство, последние должны, как мы сказали, быть выдворены из страны.
Попытки оправдать Лютера
Современные лютеране всячески пытаются оправдать основателя своей церкви. Многие из них отреклись от антисемитских работ Лютера. Однако попытки оправдать великого реформатора все же есть. Во-первых, они утверждают, что Лютер критиковал не самих евреев, а только тех, кто исповедовал иудаизм. Но это весьма сомнительный аргумент, потому что тогда почти все евреи исповедовали иудаизм.
Во-вторых, защитники утверждают, что антисемитизм Лютера стал следствием старости и болезни. Однако на момент первых антиеврейских работ Лютеру было 53 года, и он продолжал их писать последующие 10 лет до конца своей жизни.