Найти в Дзене
Киноobzor

Оскар-1944: Призрак оперы [обзор победителей]

Оглавление

Готический роман французского писателя Гастона Леру «Призрак Оперы» считается, пожалуй, самым узнаваемым из всех его произведений. По сюжету романа в парижском оперном театре начинают происходить загадочные события со случаями нападения таинственного незнакомца в маске на простых посетителей и членов театральной труппы. Кто-то сводит к призраку, но кто-то понимает, что всё это – действия живого человека, лишившегося рассудка. Зрителю содержание романа близко под одноименному мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера, однако роман получил несколько экранизаций, одна из которых легла в основу оскароносного фильма 1943 года.

Синопсис Немолодой и скромный скрипач Эрик Клоден готовится к выходу на пенсию после двадцати лет, которые он отдал театру, а последние несколько лет безответной любви начинающей, но талантливой певице Кристины Дюбуа, на уроки которой он тайно потратил практически все свои сбережения. Чтобы хоть как-то заработать еще денег, Эрик решает опубликовать оперу, которую он сочинял на протяжении последних двух лет. Однако издатель теряет оригинальную рукопись. В порыве гнева Эрик убивает издателя, после помощница убитого обливает Эрика кислотой. Униженный, изуродованный и брошенный на произвол судьбы Эрик пропадает без вести, а тем временем в театре начинает происходить серия загадочных и опасных преступлений.

Эрик утаскивает Кристину в катакомбы
Эрик утаскивает Кристину в катакомбы

Игра актёров Для классического голливудского фильма свойственен типичный набор персонажей. Конечно, следует отметить Клода Рейнса, честно говоря, которого было неожиданным увидеть в совершенно не типичной для его амплуа роли сумасшедшего убийцы, который вынужден был совершать чудовищные преступления из собственной безответной любви к молодой девушке, с которой никогда не мог быть вместе. Нельсон Эдди сыграл оперного тенора и ухажера Кристины Анатоля Гаррона, а Эдгар Барье исполнил роль его соперника, полицейского Рауля, который организовал поимку преступника, но оказался на несколько шагов позади убийцы. Сюзанна Фостер исполнила роль Кристины, молодой оперной певице, всецело посвятившей себя театру, но при этом сумевшей сохранить доброе человеческое сердце, несмотря на внезапную популярность.

Призрак Оперы в исполнении Клода Рейнса убивает конкурентку Кристины
Призрак Оперы в исполнении Клода Рейнса убивает конкурентку Кристины

Режиссура Вообще экранизация 1943 года представляет собой классического представителя старого Голливуда. Если фабула оригинального романа отличается мрачностью и сюрреализмом, то у режиссера Артура Любина на деле получилась костюмная мелодрама с элементами триллера. На экране разворачивается трагическая история обреченной любви, которая из-за неудачного стечения обстоятельств и бури эмоций, происходящей в душе главного героя, привела к какому-то хаосу и неконтролируемой ситуации, где смешались любовь, творчество, одержимость и безумие. Еще раз подчеркну, что «Призрак оперы» - это типичный староголливудский фильм, а следовательно, режиссер намеренно разбавляет обстановку легким юмором и долгими музыкальными сценами, погружающими в культуру того времени.

Ухажеры Кристины Анатоль Гаррон и Рауль Добер
Ухажеры Кристины Анатоль Гаррон и Рауль Добер

Сценарий Стоит отметить, что «Призрак оперы» 1943 года представляет собой лишь относительную экранизацию, поскольку сюжет разительно отличается от содержания оригинального романа. В центре сюжета немолодой скрипач Эрик Клоден, который на протяжении двадцати лет проработал в парижском оперном театре. Его уважают коллеги и директор театра, но, к сожалению, он вынужден уйти в отставку по причине наступающего ревматизма в руках. Для Эрика этот уход становится настоящим ударом, поскольку все свои сбережения он анонимно потратил на уроки начинающей певицы Кристины Дюбуа, в которую тайно влюблен, но которая не испытывает к нему ничего, кроме дружеской симпатии. Сама Кристина целиком сосредоточена на карьере оперной певицы, а посему не обращает внимания даже на действительно достойных соперников Клодена – театрального тенора Анатоля Гаррона и полицейского детектива Рауля Добера.

Эрик готов сбросить на ничего не подозревающих зрителей огромную люстру
Эрик готов сбросить на ничего не подозревающих зрителей огромную люстру

Тем временем, Эрик решает опубликовать свою оперу, но издатель случайно теряет оригинальную рукопись и попутно оскорбляет Клодена. Тот в порыве гнева нападает на издателя и душит голыми руками. Всё это происходит на глазах помощницы издателя, которая обливает лицо Клодена смесью для проявки фотографий. От такого удара Клоден окончательно сходит с ума, и, надев маску и темный плащ, прячется в катакомбах под парижской оперой, откуда начинает осуществлять нападения на всех тех, кто причастен к его неудачам и кто стоит на пути карьеры Кристины. Причем герой не просто мешает им, он готов убивать, причем убить целый зрительский зал, и всё это ради Кристины.

Эрик держит Кристину у себя в плену
Эрик держит Кристину у себя в плену

Итог С художественной точки зрения «Призрак оперы» снят очень красиво – тут не поспоришь. Свою роль сыграло то, что фильме снят в цвете, а следовательно палитра красок, декорации и яркие костюмы воплотили на экране особую эстетику Парижа конца XIX столетия. Конечно, общее впечатление могут изменить сильно измененная сюжетная линия, отсутствие как такового саспенса и усиленный мелодраматический подтекст. Но в целом фильм достоин просмотра.

Интересные факты о фильме и создателях:

  • Фильм был удостоен двух премий Оскар в номинациях за лучшую работу оператора (цветные фильмы) и лучшие декорации (цветные фильмы)

Если вам понравился данный обзор, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Также буду рад вашему мнению на фильм в комментариях ниже. Скоро вас ждут новые обзоры на фильмы-лауреаты Оскара, о которых вы могли не знать, но которые точно захотите увидеть.