Екатерина Ивановна – последняя представительница древнего и знаменитого княжеского рода Ромодановских, которые происходили от Рюрика.
Дом, где выросла Екатерина, считался одним из самых знатных и богатых. Ее отец великий князь-кесарь Иван Ромодановский был очень близок с Петром I и во время его отсутствия фактически руководил страной. Царь был вхож в их поместье и считался членом семьи. Он очень любил «княжну-кесаревну», указывал должным образом следить за ее образованием и воспитанием.
О детстве Екатерины мало известно. В юности она была очень хороша собой и мила. Сохранилось описание свадьбы Матюшкина, когда Екатерину сделали первой «подругой» невесты. По свидетельствам современников, Петр I лично выражал свою приязнь к княжне «прилично случаю». Когда та танцевала менуэт вместе с красавцем камер-юнкером Монсом, государь тут же пришел в залу и приказал несчастному в качестве наказания выпить большую кружку венгерского «за то, что не отдал княжне решпекту и не поцеловал ей ручки после танца».
Вскоре Ромодановские переехали в Москву. Здесь молодая Екатерина принимала участие в каждом празднике и торжестве. Благодаря содействию государя, в 22 года была выдана замуж за графа Михаила Головкина. Петр I лично организовывал церемонию и стал «маршалом» свадьбы. Он даже открывал дверцу кареты, чтобы невеста могла выйти. Торжество было роскошным и поистине «кесарским».Так, княжна Ромодановская стала графиней Головкиной. Ее новоиспеченный супруг тотчас же получил повышение и был назначен министром-послом. Вскоре по долгу службы Михаил уехал в Пруссию, где вместе с супругой прожил 2 года.
Новый переворот приводит к власти Анну Леопольдовну, которая приходилась Екатерине родной племянницей. Головкин был ее приближенным советником и тоже участвовал в правлении страной. Все это продлилось недолго.
24 ноября 1741 года стал роковым для четы Головкиных. Как только цесаревна Елизавета объявила себя императрицей вице-канцлера Головкина тут же арестовали, изъяли все имущество и приговорили к смертной казни как государственного преступника. Позже, прямо на эшафоте, его помиловали и отправили в вечную ссылку в Сибирь.
Так как Екатерина не участвовала в делах мужа, императрица сохранила ее титулы и не стала ущемлять правах. Однако вместо благодарности графиня ответила следующим образом:
«Любила мужа в счастье, люблю его и в несчастии, и одной милости прошу, чтобы с ним быть неразлучно».
В тот момент такой ответ императрице был неслыханной дерзостью. Головкину моментально лишили всех привилегий и вместе с мужем отправили в ссылку. Узнав на что жена пошла ради него, Михаил горько плакал. Он встал перед ней на колени и обнял ее.
Дорога на Колыму заняла примерно 2 года. Отчасти потому, что конвойные, которые сопровождали чету, не знали дороги. К тому же им приходилось останавливаться в каждой станице, где их допрашивали и осматривали.
В суровых краях Колымы супруги прожили 14 лет. Граф не мог просто так выходить из избы – за ним всюду следовали конвойные, так как он все еще считался преступником. Своим выживанием Головкины во многом были обязаны двум слугам, которые жертвенно последовали за ними. Они добывали коренья, ягоды, ловили рыбу и охотились. Благодаря им, графиня научилась готовить много блюд из нехитрого запаса продуктов. Она стойко терпела все тяготы, ни разу не заплакала и даже не упрекнула мужа.
В ноябре 1755 г. Михаил скончался. Екатерина похоронила его в сенях и наконец-то предалась слезам. Она зажигала лампаду и часами читала псалтырь.
После прихода к власти Екатерины II опальной графине разрешили вернуться в Москву. Головкина просила лишь об одном – принести прах мужа с собой, чтобы захоронить его в Георгиевском монастыре. Исполнив свою обязанность жены, Головкина тихо поселилась в своем родовом поместье, в котором она была так счастлива в молодости. Как жертве режима, ей восстанавливают титул, присуждают 4000 рублей пенсиона и даруют 4000 крепостных.
При новом дворе Екатерина чувствовала себя чужой и ненужной. Ее время давно уже ушло – ей было под 60 лет. Она каждый день посещала монастырь, чтобы помолиться на могиле супруга. Графиня занималась благотворительностью и помогала нуждающимся. О храбрости и смелости бывшей кесаревны заговорила вся Москва. Она принимала всех людей, которые приходили к ней. Постаревшая Екатерина охотно говорила о Петре, императрицах и холодной Сибири.
Под конец жизни Екатерина потеряла зрение. Она переехала жить в монастырь, чтобы быть поближе к мужу. Графиня Головкина прожила 90 лет и стала свидетелем целой эпохи. Она родилась в царской России, пережила 8 царствований, 1 правление, 1 регентство и жестокую ссылку. Свою кончину Екатерина встретила достойно и очень расстраивалась, что ее не похоронят возле супруга. У Головкиных детей не было.
20 мая 1791 г. Екатерина Ивановна ушла в иной мир. После себя она оставила безукоризненно чистую и славную память. В русскую историю графиня Головкина вошла, как образец идеальной жены. Она добровольно отказалась от всех благ жизни только ради одного – чтобы быть рядом со своим любимым супругом. Она не предала память о нем даже после смерти.