Найти в Дзене
Галерея ART&STARS

МАРК ШАГАЛ В «ВИТЕБСКОМ ПОДПОЛЬЕ» ИЛИ О ПРИВРАТНОСТИ МОДЫ В ИСКУССТВЕ(на примере М. Булгакова и М. Шагала)

Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.

……………………….М. Булгаков (Мастер и Маргарита)

Сирый цветок из породы репейников,
но его синий не знает соперников.
Марка Шагала, загадка Шагала —
рупь у Савеловского вокзала!
.........................А. Вознесенский (Васильки Шагала)

В основе данной истории лежит автобиографический сюжет из моей книги «Тридцатый меридиан: Консалтинг в эпоху перемен» – СПб.: СИНЭЛ, 2019 / Электронный вариант: https://aegitas.ru/books/242429/

С 1963 года до поступления на учебу в Ленинградский университет (в 1971г) я проживал в славном красивом городе Белоруссии, называемом Витебск. С этим периодом жизни как раз совпали мои школьные годы, а поскольку для освоения этого мира и культуры в ее видах и продуктах, школьной программы мне явно не хватало, пришлось знакомиться с ними иным путем. Тем более, это было достаточно сложно, в связи с определенными ограничениями, которые были присущи тому времени существования страны, который можно было определить как переход от «периода оттепели» к «эпохе застоя»…

Фото автора. Витебск с видом на бывшую Ратушу (Краеведческий музей, о котором будет еще сказано ниже) - слева с флюгером. Примерно 2014 г. Как-то я приписал этому снимку следующую фразу: Люблю Витебск, но не во время Славянского базара - ни попсы, ни толпы...

-2

Фото автора. Витебск с видом на бывшую Ратушу (Краеведческий музей) - справа. Примерно 2014 г.

В значительной степени освоению культурных пластов помогло то, что наша (с сестрой) мама в то время работала в библиотеке с достаточно хорошим и пополняемым фондом при Витебском Медицинском институте. Важнейшим плюсом этой работы для нашей семьи была возможность пользоваться литературным фондом в соответствии с предпочтениями для каждого из нас. Естественно мы успевали знакомиться и с выходящими новинками (своеобразное «право первой читки»).

Самым привлекательным моментом, по крайней мере, для меня было непосредственное посещение библиотеки, а это было возможным только в те вечера, когда маме выпадало дежурство в читальном зале, расположенном на первом этаже (то есть наверху) и ты один внизу в полуподвальном помещении с высокими потолками как бы становишься единственным владельцем огромной библиотеки с неограниченным допуском к томам. Что-то из книг можно было в конечном итоге взять с собой, а с чем-то ознакомиться прямо на месте.

Ощущения, испытанные в этом фонде, по моему мнению, в чём-то сравнимы с эпизодами, касающимися знаменитых библиотек из фильмов, которые, вышли только через много лет: фильмы о Гарри Поттере и «Библиотекарь».

Гарри Поттер в библиотеке Хогвартса в кадре из фильма «Гарри Поттер и философский камень», дух которого удивительно совпадает с моими ощущениями от знакомства с библиотечным фондом Мединститута. Источник: По следам фильма о Гарри Поттере // http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?
Гарри Поттер в библиотеке Хогвартса в кадре из фильма «Гарри Поттер и философский камень», дух которого удивительно совпадает с моими ощущениями от знакомства с библиотечным фондом Мединститута. Источник: По следам фильма о Гарри Поттере // http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?

Определенной вехой (скорее, событием), в моем развитии стало знакомство с романом «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, впервые вышедшим в журнале «Москва» в № 11 в 1966 г. и № 1 1967 г., который как новинка тут же был принесен нам мамой для прочтения. Примерно года через два-три мы вместе с сестрой заглянули в фонды библиотеки (тогда, как раз, проводилась кампания списания устаревших и невостребованных изданий и, кое-что можно было вполне легально позаимствовать). Оказалась, что за это время формуляр журналов с «Мастером», кроме нашей отметки, когда он только вышел, и мы его прочитали, не имел никаких записей. То есть, ни у одного человека за несколько лет не возникло желание познакомиться с данным романом, который вскоре станет повсеместно известным и с большой помпой войдет в школьную программу.

Вот, что значит отсутствие моды на какие-то элементы культуры, в общем-то, в провинциальном городе!

С. Каплан. Иллюстрация к «Мастеру и Маргарите» М. Булгакова. 1994
С. Каплан. Иллюстрация к «Мастеру и Маргарите» М. Булгакова. 1994

Прошла примерно четверть века и М. Булгаков, его Мастер и его Маргарита воскресли. Булгаков вошел в школьную программу. Появилась мода на салонные разговоры о Булгакове и даже посещение нескольких мест в Москве, связанных с сюжетом его романа (Патриаршими прудами и др.)…

Но, возвратимся в Витебск и перейдем к М.Шагалу.

Сейчас, если вы посетите Витебск, то на каждом углу вас будет ждать в разных вариантах и ипостасях Марк Шагал (реклама его дома-музея, магнитики на холодильник с его картинами и т.п. и т.д.), на волне перестройки, возродившийся из небытия и ставший гордостью города. Рынок, однако…

А ведь с именем М. Шагала связана известнейшая Витебская профессиональная художественная школа (действующая в 1918-1923 гг.), также, как и с именами И. Пэна (основателя школы и учителя М.Шагала) , М. Добужинского (также учителя М. Шагала, К. Малевича Л. Лисицкого, Надежды Леже (выпускницы школы, уехавшей в Париж, где она стала женой Фернана Леже) и многих других.

Фото автора. Здание, с намеком на формы К. Малевича - на противоположной стороне улицы (ул. Ленина)
Фото автора. Здание, с намеком на формы К. Малевича - на противоположной стороне улицы (ул. Ленина)
Дом-музей М. Шагала в Витебске.
Дом-музей М. Шагала в Витебске.
Памятник Марку Шагалу на Покровской ул. Витебска. Автор Александр Гвоздиков.
Памятник Марку Шагалу на Покровской ул. Витебска. Автор Александр Гвоздиков.

А ведь было время (конец 60-х), когда моя старшая (на 6 лет) сестра, зайдя в главный краеведческий музей, спросила у сотрудника музея (не у служительниц-бабулек, охраняющих залы экспозиции – так и слышится райкинское: «В греческом зале, в греческом зале…»), есть ли в музее какой-нибудь зал или раздел, посвященный Марку Шагалу, на что услышала убийственный ответ: «А кто это такой?». В общем, Шагал тогда, по сути, был в глубоком «витебском подполье».

Приведу несколько работ Марка Шагала.

М. Шагал. Лестница Йакова
М. Шагал. Лестница Йакова
Марк Шагал. Париж из окна. 1913
Марк Шагал. Париж из окна. 1913
Марк Шагал. Обнаженная над Витебском.
Марк Шагал. Обнаженная над Витебском.
Марк Шагал. Именно эта картина по одной из версий вызвала критичное отношение у верхушки власти Советской России, так как она символически изображает В. Ленина в виде акробата, перевернувшего мир…
Марк Шагал. Именно эта картина по одной из версий вызвала критичное отношение у верхушки власти Советской России, так как она символически изображает В. Ленина в виде акробата, перевернувшего мир…
Марк Шагал. 1911г.
Марк Шагал. 1911г.
М. Шагал. Голубой дом.
М. Шагал. Голубой дом.
М. Шагал. Влюбленные.
М. Шагал. Влюбленные.

Впрочем, подобная ситуация, касающаяся и М. Булгакова и М. Шагала, в то время, вероятно, была и в других городах и регионах СССР.

Хочу отметить, что тот, кто познакомился с этой статьей, не должен сделать вывод, что Марк Шагал относится к числу моих любимых художников. Любимым моим художникам будут посвящены другие публикации.

На этом, всё. Искренне ваш, Михаил Лукин. Чтобы не пропустить последующие публикации, подписывайтесь на канал ART&SHOK-studio.

#искусство #живопись #литература #булгаков #шагал