После того, как немецким войскам был зачитан приказ о начале войны с СССР, армия тревоги не испытывала: «Молодые солдаты и офицеры были настроены легкомысленно и оптимистично, их не терзали лишние сомнения. Вера в фюрера вела немецких солдат вперед. В солдатской присяге на первом месте стояла верность фюреру германской нации и лишь потом богу и фатерланду», – вспоминали те, кто выжил. «Когда мы говорили о его великой любви к нам, к германскому народу, я с трудом удерживал слезы», – вспоминал рядовой Метельман. Почему?
Гитлер пересмотрел всю систему образования и воспитания. Среднее образование стало обязательным, но структура его резко изменилась: меньше классических наук, больше спорта и практики, при этом обязательная доступность секций, кружков, спортивных клубов, экскурсий (под руководством партии).
Призывник так вспоминал: «В детстве мы редко могли поиграть в футбол по-настоящему, но Гитлерюгенд дал нам все необходимое. Мы получили казавшиеся несбыточной мечтой гимнастические залы, плавательные бассейны, даже стадионы теперь были открыты для нас. Никогда в жизни у меня не было настоящих каникул – наша семья была слишком бедна для такой роскоши. При правлении Гитлера я мог за небольшую цену отдохнуть в горном лагере, на реке или у моря». Вполне понятно, что простые солдаты безоговорочно шли за «лучшим другом германских физкультурников».
Идеология пронизывала всю жизнь подростка. «Народное государство» – именно так именовал Гитлер Германию под своим руководством – стремилось окружить молодёжь и заботой, и идеологическим воздействием. «По всей стране организовывались торжественные шествия, парады и пропагандистские марши, проводились спортивные соревнования и военные игры, молодежные слеты, туристические походы, международные встречи с членами молодежных объединений Италии и других государств Европы», – вспоминал танкист.
Совместные игры, общие и всегда яркие мероприятия, единая форма (какой же немец без формы и порядка?!) делали союз молодёжи привлекательным, и любой мог найти для себя занятие интересное, но при этом отслеживались склонности подростка: сегодня он клеит модели, завтра учится летать на планере, послезавтра получает направление в аэроклуб (и сразу отметим, что у нас пионерская организация и комсомол точно так же направляли интересы советской молодёжи и вели по жизни – при советской власти, не сейчас).
Обязательны были спортивные соревнования, и с 1937 г. введено обязательное обучение подростков стрельбе.
А если учесть, что всё это сопровождалось идеологическим воздействием, то немецкий парень, прошедший такую школу, видел в Гитлере того, кто открыл ему дорогу в новую жизнь.
Советская жизнь точно так же создавала возможности для роста личности, перед каждым молодым реально открывался путь в яркую, интересную жизнь, наполненную высоким смыслом, прекрасно функционировало то, что называют сейчас красивым термином «социальные лифты». Только термин есть, а лифт в РФ ходит с трудом.
Но самое главное – исчезла общественная составляющая жизни молодого человека. Советский парень, девушка жили и для себя, и для своей страны! А сейчас ушла та самая высокая насыщенность жизни, которая придаёт жизни смысл. И остаётся построить маленькое, уютное собственное благополучие (и то, если сумеешь пробиться).
А руководители страны упорно твердят о необходимости патриотического воспитания молодёжи, привития ей идеалов…
Наши руководители постоянно говорят о необходимости воспитывать патриотов, граждан своей страны, но при этом искренне считают, что достаточно провести несколько раз в году в школе классные часы на тему «Никто не забыт», как патриотизм станет основой жизни молодёжи.
И возникает тот разрыв, в который проваливаются все высокие слова: молодого человека учат патриотизму чиновники, имеющие дома в Англии и Италии, отправившие собственных детей в Лондон и Париж, но требующие от мальчика из Уржума высоких порывов… Что, они сами появятся, эти порывы?
Цитаты из книги: Мюллер Йоганн. Танкисты Гудериана рассказывают. «Почему мы не дошли до Кремля»
(https://www.litmir.me/br/?b=265298&p=1)