Нильс Бор (1885 - 1962) — знаменитый датский физик, внесший фундаментальный вклад в понимание структуры атома и в квантовую теорию, удостоенный Нобелевской премии по физике в 1922 году. Нильс Бор также был философом и пропагандистом научных исследований.
Бор обычно гораздо более известен своими работами в области физики, учитывая, что он был одним из основателей квантовой теории. Его философия в отношении науки обсуждается меньше. Но вот несколько его интересных цитат, осознание которых потребует некоторого умственного напряжения.
- «Противоположность правильному утверждению — ложное утверждение. Но противоположностью глубокой истине вполне может быть другая глубокая истина».
- «Ваша теория сумасшедшая, но она недостаточно сумасшедшая, чтобы быть правдой».
- «Как замечательно, что мы встретились с парадоксом. Теперь у нас есть надежда на прогресс».
- «Человек-физик — это просто способ атома посмотреть на себя».
- «Ошибочно думать, что задача физики — выяснить, чем является природа. Физика касается того, что мы говорим о природе».
За этими цитатами вы видите одного из величайших физиков и даже просто одного из величайших людей XX века, философски рассуждающего о своей области работы. Похоже, что Бора преследовали очень навязчивые мысли о природе парадокса и истины, что становится понятным с учётом его новаторских работ в квантовой физике. Последняя цитата очень важна.
Наука, особенно в современном мире, чаще всего рассматривается как своего рода «раскрытие истины». Учёные проводят свои исследования природы и тем самым извлекают из реальности некоторую «объективную истину». Они выясняют, как обстоят дела. Но на это можно посмотреть и с другой стороны.
Возьмём математику. Является ли математика чем-то присущим Вселенной, поскольку она существует вне нас? Или это просто язык, который мы создали для описания мира природы? «Птица» не существует независимо от носителей русского языка, но существует то, что означает это слово. Число «7» не существует независимо от человека, хотя может быть семь птиц, летящих стаей.
Бор, с его глубоким пониманием физики, говорит, что мы не «открываем истину» непосредственно через любой наш научный проект. Нет, подобно тому, как мы используем математику (внутренний язык) для объяснения явлений, которые не зависят от нас, наука — это лишь наше стремление проанализировать природу так, чтобы она соответствовала нашему пониманию. Мы — неотъемлемая часть науки, как и сама природа. Наука ищет «объективную истину» немногим больше, чем поэзия или литература. Они отличаются лишь предметом исследований.
Возможно, это не самая дикая теория на свете, но, тем не менее, это весьма важный момент мировоззрения очень известного человека. Вероятно, философия Бора важна для мира не меньше, чем его вклад в физику.
По материалам поста (англ.).
Из комментариев
Бор — постмодернист? Недурно... Гораздо более ясное и правильное утверждение состоит в том, что всё, что мы говорим о природе, основано на науке. Если бы, наоборот — наука была основана только на том, что мы говорим о природе, а не о тем, что является истиной — тогда псевдонаука была бы на одном уровне с наукой.
Я не думаю, что постмодернисты правы в том, что наука — это просто ещё одна область, похожая на поэзию или литературу. Такое утверждение — путь к нигилизму.
Наука касается того, что такое Природа, независимо от конкретной точки зрения наблюдателя. Вот почему золотой стандарт науки — это проверка любых утверждений посредством многократных экспериментов и наблюдений. И вот почему, в отличие от поэзии или литературы, наука самокорректируется. Зачем науке нужно исправляться? Потому что она нацелена на описание объективной реальности. Со временем — всё с большей и большей степенью точности. Объективной реальности, существующей с нами или без нас.
Если точка Бора состоит просто в том, что наука — это не истина, а серия метафизических утверждений истины — тогда он, конечно, прав. Но никто, кто понимает, как работает наука, на самом деле не озабочен этим.