Герман Геринг, командующий "люфтваффе", к началу войны был уже богат и не чурался выставлять это всё напоказ. Он стал рейхсмаршалом в июне 1940-го года. Он очень любил окружать себя дорогостоящими вещами и всевозможными коллекционными безделушками. Ещё он таскал с собой свой маршальский жезл, который по его мнению придавал ему величия, как древнеримскому полководцу.
Так что же думали о нем в среде лётчиков. Какое впечатление производил рейхсмаршал Геринг на подчинённых в осень 43-го года. Зарисовки истории.
* * *
" В какой-то день к нам пришло сообщение: "Рейхсмаршал будет инспектировать вашу группу!"
С утра, перед штабом были построены сто двадцать пилотов и четыреста пятьдесят человек персонала наземного базирования аэропорта. "Юнкерс" главнокомандующего приземлился в полдвенадцатого. Офицеры всех мастей и всех рангов окружили большую личность. И вот к нам двинулась фигура в сказочно белом мундире, в красных сапогах и с маршальским жезлом. Геринг поднял свой жезл и посмотрел на нас.
Пилоты стояли слева,"наземщики" - справа. Геринг вышагивал перед нами. Он останавливался перед каждым пилотом и успевал сказать несколько слов каждому. Позади него тащилась когорта из разных "шишек". Глаза мои были навыпучку от удивления - никто из свиты не носил свои награды. Даже Геринг был без своего командорского креста "За заслуги", ещё с Первой мировой. Никаких Железных крестов с бриллиантами и дубовыми листьями(высшая награда рейха), ни у кого не было. На груди тучного Германа висел только Железный крест и "крылья" пилота.
Я успел посмотреть, как Геринг разговаривал с моим командиром. Вскоре, командующий подошел ко мне, простому лейтенанту, и я отвечал на его вопросы держа руку у козырька своей фуражки, вытянувшись в струнку.
Когда командующий отошел к следующему человеку, я успел подумать что слепну. Оказывается он был накрашен, как актриса или уличная девка, и от него несло за три километра парфюмом. Я ткнул соседа Пауля локтем и спросил: "Ты это видел?" Пауль сделал паузу, чтобы командующий отошел подальше и не слышал его. Затем он произнес: "Я знаю эти духи, ими пользуются "гулящие" женщины."
Помимо большого пистолета на поясе, фуражкой с золотой тесьмой на своей голове и сапогов донского казака, наш Герман красил лицо и пользовался женскими духами. Это был четкий штрих. его совсем не банального портрета.
Настало время великой речи от командующего. Мы поместились в клубе и стали внимательно слушать. Пауль скоро заметил: " Да, он настоящий оратор, и знает как говорить."
Герман Геринг пошел на нас в атаку: " Я рассержен на вас ребята. Вы недостаточно сбиваете вражеских самолётов. Какие оправдания я могу принести вашим соотечественникам из Кельна и Франкфурта? Что мне сказать их жёнам? Когда закончится это свинство? Я должен им сказать, что мои истребители это кучка жалких трусов? Четырехмоторные самолёты союзников пора выгнать из немецкого небесного пространства. Вы имеете самый быстрый истребитель в мире. Что вы делаете на нем? Вы бежите. Если бы мы имели такие машины во время Первой мировой..."
Мне удалось подумать, что где-то в 1916-м, "Ме-109" летал бы словно молния. Но притворяться здесь, в 43-м, что эта небольшая "кастрюлька" даст жару всем и будет лучшим истребителем в мире, было слишком наивно.
Когда Геринг произнес : "Мессершмитт-109" может развивать скорость в 710 километров в час!" - Меня пробил озноб.
Всем было давно понятно, что пилот добившийся такой скорости, летал на прототипе с особым движком, где в течении трех часов давалось максимальное число оборотов, а потом этот двигатель отправляли на свалку. Все лётчики знали, что серийные лётные характеристики наших "кастрюлек"на превышали 420 километров в час, редко кто мог похвастать 450 км в час .
Наконец, Геринг коснулся чужих самолётов: "Вы знаете эти "Москито"? Они же сделаны из трехслойной фанеры да парусины, и почти что развалины. И вы позволяете им ходить у вас почти по головам!"
К сожалению рейхсмаршал был поди не в курсе, что эти "Москито" летали на мощнейших двигателях, с обычной скоростью в 640 км в час...
Вскоре Геринг повысил голос: " Ребята, я желаю сказать вам одну вещь ещё. Когда вы летите с дополнительными баками, то не ждите, что можете сбросить их. Баки должны оставаться там, где они есть. В Германии имеется нехватка бензина. В будущем вы должны выполнять атаки только с баками."
Я подумал: "Одна зажигательная пуля, и ты превращаешься в парящую свечу. "
Геринг выступал почти три часа. Он упивался своими речами. Он легко осуждал всех подряд. Нас обдало давно холодным душем и мы перестали практически его слушать.
Тут вошел офицер разведки и сообщил, что в нашу сторону направляется "Москито". Надменно смотря на нас, Геринг спросил: "Так, и что мы с этим будем делать?"
В зале повисла трогательная тишина.
Наконец, наш командир распорядился отправить на перехват четвёрку. Первая пара должна зайти в хвост и попытаться сбить, а вторая должна отрезать пути отступления противнику. Командующий тоже подал свой голос: "Почему четыре "Мессершмитта"? Зачем тратить топливо? Достаточно двух машин и одного курса. "
Наш командир побледнел и не знал, что сказать в ответ."Хорошо, пусть будет две машины." - выдавил он. Двое пилотов убежали наружу. Пауль усмехался шепча мне на ухо: "Им не видать этого "Москито"!
Теперь Геринг встал перед нами. Его свита оказалась за его спиной и комендант крикнул: "Смирно!" Все поднялись.
В честь торжества был устроен банкет. Во время обеда, заместитель Геринга по технической части, инспектор Галланд сказал нашему командиру, чтобы продолжал сбрасывать баки как и прежде. Но заметил, что нам надо больше сбивать вражеских самолётов.
Вскоре "Юнкерс" командующего авиацией улетел.
Тут поднялся настоящий гвалт. Все отмечали, что никто из "свиты" не носит своих наград. И даже Герман не носит свой переливающийся "пасьянс".
И конечно же, тот "Москито" так и не был сбит. "
* * *