В Советском Союзе личными автомобилями владели не многие. Для ежедневных перемещений народ пользовался общественным транспортом. Фраза кондуктора «Передайте за проезд» звучала ежедневно десятки тысяч раз.
После окончания Великой Отечественной Войны, парк общественного транспорта Советского Союза сильно поредел. Дело было не только в боевых потерях, но и по той причине, что автобусы 30-х годов
выработали свой ресурс.
Через год, после победы в, Ленинграде, наладили производство автобусов под названием «АТУЛ».
Модификации собирались- «АТУЛ 1», «АТУЛ 2», «АТУЛ 3». Внутри он «ЗИС-5В», а вот внешне, натуральный бескапотник. Корпус автобуса был деревянный, обшитый листовой сталью.
Бескапотники страдали хронической перегрузкой передней оси, что затрудняло управление и приводило к частым поломкам ходовой части.
Поэтому на смену их подошли другие модели.
Тем временем в Москве появился свой новенький автобус. Завод имени Сталина собрали «ЗИС -154».
Его прототипом послужил Американский
«Джи-Эм-Си» образца 1944 года.
Новый автобус не нуждался в раме, его кузов был несущим, то есть держал на себе подвеску колес, двигатель и другие агрегаты. Это экономило пол тонны веса и позволяло оптимизировать компоновку автобуса.
Корпус собирался из дюралевых профилей и фрагментов обшивки, для крепления которой требовалось 6 тысяч заклёпок. В салоне автобуса помещалась 60 пассажиров. Больше половины из них располагались на мягких диванах. Вторая особенность «ЗИС 154», он был унифицирован с Трамваем «МТВ-82» и Троллейбусом «МТБ-82». То есть в одном кузове. Эта транспортная триада имела одинаковые боковые панели, двери, окна, сиденья. Главное отличие автобуса «ЗИС 154» от Ленинградского автобуса «АТУЛ» - силовая установка «ЗИС 154» расположена была в хвостовой части. Там стоял дизель, который соединялся с электрогенератором, а тот свою очередь питал электромотор.
Ведущими были задние колёса, не было ни сцеплениями ручки, ни ручки коробки передач. Водитель возвышался на регулируемом кресле, а под ногами у него было всего две педали газ и тормоз. Мотор был слабоват, всего 110 лошадиных сил, из двух тактного дизеля шёл дым. Солярка 65 литров на 100 километров пути. Дизельный мотор «ЯМЗ 204» славился скверным характером. То он не запускался, то сложно заглушить мотор . Высокий автобус, при повороте переваливался с боку на бок. Водители в жару приподымали половинку левого ветрового стекла. В начале 50-х годов «ЗИС 154» с Московских улиц убрали.
Взамен на столичные маршруты вышли внешне похожие, только чуть более короткие автобусы «ЗИС 155».
Многие элементы кузова взяли из предыдущей модели, ходовую часть и мотор от серийного грузовика. Двигатель уже был не гибридный. Пассажиры этот автобус недолюбливали.
Высокие подножки, узкий проход, и в управлении автобусом, водителям было тяжеловато. Мотор 6 цилиндров, расход 5.6 литров на 100км, мощность 90л.с, разгонялся до 60 км. Коробка передач пятиступенчатая, задние колёса ведущие. Потреблял мотор 33-45 литров 66го бензина, бак на 150 литров. Располагался рядом с шофером и был прикрыт лишь кожухом.
Зимой тепло, летом жарко и загазованность стояла, так как на коллекторе вечно чтонить дымело.
К «ЗИС 155» подцепляли еще один «ЗИС 155», только без мотора.
Такие автобусные поезда по утрам доставляли заводчан к проходной предприятий.
За неимением специальных междугородних автобусов, «ЗИС 155» ходили в дальние рейсы. Например Москва-Харьков-Ялта. Работали в ГДР, Китае, Монголии, Польше, Афганистане.
Следующий автобус Московского производства был «ЗИС 158».
Революцию он не совершил. Снова на заклепках корпус, недостаточная мощность мотора. Из за маломощного мотора автобус делал мучительные подъемы в горку и задумывался при маневрировании.
Пассажиры дали прозвище «ЗИС 155» - «Будильник». Уж больно громкие и резкие звуки издавал его глушитель.
«ЛИАЗ 158»
выпустили с конвейера к 21 съезду ЦК КПСС. Выпускался в 1959г в Подмосковье, в городе Ликино-Дулёво. Снова дюраль алюминиевый кузов. Двигатель 5.5 литра, мощностью 105л.с. Расход 40 л на 100км. Мотор снова размещался возле водителя. Коробка передач 5 скоростей. Печки зимой не справляются, в салоне пассажирам холодно, а летом у водителя жарко- баня. Пневмопривод тормозов повышал безопасность поездки.
Те, кто знает какую-то ещё информацию об этих автобусах, поделитесь своими историями в комментариях.
Ну а на этом на сегодня всё, если эта статья затронула ваши сердца, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.