Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Если рассматривать электричку не с технической точки зрения, а как глобальное явление в масштабах всей страны, то одна из ассоциаций, связанных с этим видами транспорта - это зайцы, контролёры, перебежки между вагонами и вот это вот всё.
Те, кто застал советские электрички - прекрасно помнят толпы перебегающих по платформе из вагона в вагон граждан. Главной задачей у них было не заплатить за проезд, при этом ещё и получить заряд адреналина и другие положительные эмоции. В 90-е и «нулевые» годы в электричках также бегало довольно много народу, ближе к концу «нулевых», благодаря интернету, движение зайцев (а точнее «электричкеров») получило гласность.
Ну а что мы имеем сейчас? Лишь изредка отдельные граждане ходят от контролеров между вагонами, да и какие-нибудь дети пару раз за лето пробегут под окнами по платформе, «спасаясь» от контролёра. Почему же люди перестали бегать? Появилась гражданская ответственность? Ужесточили условия? Здоровье уже не позволяет? Или может смена поколений?
В этой статье я выскажу свою точку зрения по этому поводу. Соглашаться или нет - дело ваше, но иное мнение, высказанное в комментариях - всегда будет уместно.
Кто вообще бегал в «те времена»?
Давайте, для начала, определимся с «целевой аудиторией». Кто вообще бегал в те же 80е, 90е или «нулевые»? Основная масса - это молодёжь и школьники, чаще, конечно же, мужского пола. То есть, бегали от контролёров в основном школьники, студенты и «рабочая молодёжь». Однако, в рядах зайцев были и более взрослые люди, но их доля уже была поменьше.
Получается, что бегали те, кто, во-первых, мог себе, в силу возраста, позволить такую физическую активность, а во-вторых - те, у кого особо не было денег. Ну либо их совсем не было, либо они были, но гораздо лучшим применением было их потратить на газировку, или что покрепче. Ну это образно говоря.
Как вообще был устроен безбилетный проезд? Да достаточно просто: по 8-10 вагонной электричке ходили 2-4 бригады контролёров. Все «тактики», в основном, сводились к тому, чтобы просто при приближении контролёров вылететь из вагона на станции и пробежать по платформе пару-тройку вагонов, тем самым зайдя бригаде «в спину», то есть в уже проверенный вагон. При этом, вопрос, касающийся того, как проникнуть на станцию - не стоял в принципе.
Как «зайцам» начали вставлять палки в колёса?
Ну а дальше, начиная с десятых годов, повсеместно (а особенно в столице) стали устанавливаться турникеты, высокие заборы. Появилось дополнительное препятствие, которое надо преодолевать. Нужно было либо перепрыгивать турникет (ну или проходить «паровозиком»), либо обходить турникетную. В таком случае препятствием мог стать высокий забор (который ещё является шумовым экраном). Короче сложно стало проникать на станцию.
Но это же ещё не всё! Также начали ставить «каждовагонников» и небезызвестных КОКОНов (контролёр-кассир особого назначения), это те самые, которые ещё лет пять назад избивали людей в тамбурах за отсутствие билета. Бегать стало практически невозможно.
Смена поколений
К началу «десятых» уже подрастало новое поколение школьников, при этом «зайцы» из 80х уже отмечали 30-летние юбилеи. Им бегать уже не солидно, да и здоровье не всем позволяет. Однако, тогда хватало «детей девяностых», которые толпами штурмовали тамбуры, где собирались десятки таких же безбилетников.
Но, время шло, и уже эти люди потихоньку взрослели. А вот «дети нулевых», которые должны были придти на им смену - уже жили в условиях заборов и турникетов, поэтому среди них беготня от контролёров не приобрела массового характера. Ну а сейчас поколение 90х уже тоже начинают отмечать свои 30-летия, бегать уже некому.
Нет, конечно я не говорю, что зайцев теперь вообще нет. Конечно же есть и немало, вот только ушла массовость движения. С другой стороны, ушла и сама советская идея - не платить за проезд. И это, пожалуй, к лучшему.
Немного про Петербургские электрички
Поскольку я часто езжу в электричках Выборгского и Сестрорецкого направления, могу кое-что про них рассказать. Контролёров в них практически нет - на выборгском два контролёра на восьмивагонную электричку (вне зависимости от количества пассажиров), на сестрорецком, вроде как вообще всего один контролёр на весь поезд.
И ещё, при этом, очень многие станции остались без касс. В итоге, половина электричек - это «зайцы поневоле». До них может в итоге так и не дойти контролёр, в итоге они, к своему счастью, проедут бесплатно. При этом, именно «бегающих» зайцев я уже давно не видел. Хотя и сам бегал какое-то время, правда давно это было. В общем, в Питерских электричках ситуация обратная тому, что происходит в Москве.
В заключение
Резюмируя всё вышесказанное, в снижении количества безбилетников сыграло роль несколько факторов, среди них, конечно же, установка всяких там турникетов и заборов и увеличение количества контролёров. Помимо этого, сменились поколения. Нынешней молодежи просто не интересно это.
В те времена беготня от контролёров, помимо способа сэкономить деньги, была ещё и развлечением. Сейчас же есть столько развлечений, что как бы зачем этим заниматься? Нет, навык безбилетного проезда, конечно, может пригодиться в жизни, мало ли там что.
Но, сейчас можно только констатировать факт - количество безбилетников снижается. Будет ещё отлично, если вместе с этим ускорятся темпы обновления парков пригородных поездов, а то ЭТ2 и подобным осталось не так долго...
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!