Найти в Дзене
13-й пилот

Читатели рассказывают. Служба в Дальней авиации.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕЙНЕКИНЕ П.С.

Летом 1975 года на базе нашей авиационной эскадрильи (Ту-22М2, Дягилево) переучивался командир Полтавского тбап полковник Дейнекин П.С. Интересный тогда случай произошел, связанный с ним.

В течение двух или трёх дней он тренировался на нашем самолете, часами сидел в кабине, изучал расположение приборов и органов управления. А мы ставили самолет во взлетное положение с помощью гидроподъёмников. Затем он гонял двигатели на всех режимах и выполнил рулёжку.

Переодевались мы все вместе в самолетном контейнере. Дейнекин при этом что-то рассказывал нам и однажды употребил матерное словечко. Я понял это не совсем правильно и решил, что теперь мы все друзья, единомышленники, в общем единый экипаж и тоже вставил в разговор неприличное слово. Дейнекин посмотрел на меня пристально и сказал: "Слушай, лейтенант, ты почему в присутствии старших материшься? Ты так старшего лейтенанта не получишь!" Я естественно "потух", а экипаж поддержал его льстивым смехом. Дейнекин тоже засмеялся. А так как после этого мы все поехали на обед, то на моём аппетите это никак не отразилось, осталось только, как эпизод, в памяти.

РЯЗАНЬ-ШАЙКОВКА, 1975 ГОД.

В ноябре 1975 года в нашей эскадрилье остро встал вопрос о подтверждении классности у трёх командиров кораблей. Заканчивался учебный год, пора уже было подводить итоги и готовиться к новому учебному году, а тут такая беда. Конечно, эта "беда" касалась прежде всего трёх командиров кораблей, т.к. в случае не подтверждения класса они могли бы лишиться солидного денежного вознаграждения. Но не только это учитывалось, конечно же, а прежде всего количество подготовленных летчиков (вознаграждение прикладывалось к этому уже попутно).

Погода в средней полосе России в этот период довольно непредсказуемая, низкая облачность, туманы, иногда даже снегопады и  дожди. В общем, сидим и ждём погоды, самолеты подготовлены.

И вдруг новость! Метео обнаруживает, что открывается "окно" не менее, чем на 3 часа. А полет по маршруту составлял по времени 1 час 50 минут. Ура! Успеваем! Разлет самолетов выполнили минут за 15, просто фантастика. Продолжаем играть в шахматы и ожидаем возвращения самолетов.

Но не тут-то было ... Примерно через час погода стремительно стала портиться, а часа через полтора "окно" плотно захлопнулось.

Через 2 часа или чуть более пришло известие, что один наш самолет сел в Шайковке, а два других в Барановичах. Вот это дааа ... Догадываемся, что скоро будет команда отправляться, и в Шайковку, и в Барановичи. Мой самолет (с ракетой Х-22) сел в Шайковке. Значит мой путь в Шайковку.

Достаточно быстро к нам прибыли два Ан-12 и наша передовая команда отправилась в Шайковку. Подготовить самолёт к вылету в тот же день не представилось возможным, и главным препятствием было то, что в местной (АТБ) Авиационно-технической базе не было топлива (РТ) для нашего самолета. Там базировались в то время самолеты Ту-16.

Утром следующего дня два топливозаправщика (ТЗ-22) отправились в Шаталово, за необходимым нам топливом. Планировалось привезти порядка 20 тонн топлива, по 10 т в каждом ТЗ. Но, как и всегда, запланировали одно, а получилось совсем другое. ГСМщик из ОБАТО в ШАТАЛОВО усомнился в отпуске такого большого количества топлива, и т.к. он был "великим знатоком" всех типов самолётов ВВС, то сказал водителям: "Знаю я этот Ту-22, ему и трёх тонн за глаза хватит". Залили в один ТЗ 3 тонны и водители поехали в Шайковку...

Не знаю, был ли скандал в верхах, но наш зам комэски (командир корабля), топал ногами и долго ругался: "Ну как же так!!! Мне этих 3-х тонн даже на газовку не хватит!"

Топливозаправщики в ночь снова отправились в Шаталово ... а уже утром, на следующий день, они привезли 20 т. топлива РТ.

Смотреть взлёт нашего самолета собрался, наверно, весь Шайковский полк. А мы были, естественно горды тем, что обслуживаем такой современный самолёт.

Вот таким подтверждением классности выдался для наших летчиков 1975 год.

1980 год.  РЯЗАНЬ.

В 1980 году, при поступлении в ЖукОвку, я проходил медкомиссию в военном госпитале города Рязани. На тот момент в госпитале проводился ремонт, и поэтому почти все кабинеты узких специалистов находились в подвальном помещении.

Захожу в кабинет хирурга, больше похожем на комнату для пыток. Абсолютно голые стены, цементный пол, в комнате стоит обшарпанный двух тумбовый стол и два стула. В центре комнаты сливная воронка для воды.

Хирург, майор медицинской службы, "слегка" пьян. Сначала традиционные вопросы: переломы, ушибы, сотрясения и т.д. А затем проверка вестибулярного аппарата (???). Встал я при этом неудачно, так что пятка оказалась на краю воронки. Далее задание: согнуть одну ногу в колене, завести её впереди другой ноги, вытянуть вперёд руки и закрыть глаза. Так надо было простоять не менее 18 секунд. Не чувствуя полной опоры на всю ступню, я покачнулся, открыл глаза и вообще встал на обе ноги.

"Оооооо!!!"- воскликнул доктор. "Как же ты летал???". "Я не летал - отвечаю - я техник." "Ну значит будешь летать!!!" - настаивал доктор. "Не буду я летать, я поступаю в инженерную академию". Мой ответ доктора не удовлетворил и он отправил меня на обследование головы.

В какие только позы меня не ставили при этом обследовании... жуть. Прихожу к нему снова с положительными анализами, волнуюсь, а волноваться-то и не нужно было. Майор был трезв!!! Он, не глядя, ни на меня, ни на анализы, подписал мою справку и отправил к терапевту для заключительной оценки: Годен!

--
Николай Степанов