Второй акт балета «Щелкунчик» всегда вызывает особый восторг зрителей, поскольку украшен ярким дивертисментом из национальных танцев. Анастасия Исаева, эксперт IngoDance, рассказывает, на что обратить внимание тому, кто думает об искусстве, а не ищет несоответствий современной повестке в постановке, созданной много лет назад.
История создания балета «Щелкунчик» была сопряжена со сложностями. После начала работы Мариус Петипа отказался от балета и завершал постановку второй балетмейстер Лев Иванов. Петру Ильичу Чайковскому сочинение музыки тоже давалось с большим трудом. В одном из своих писем он пишет:
«Главное — это отделаться от балета».
В период создания «Щелкунчика» у Чайковского умирает родная сестра, он очень переживал. Многие исследователи творчества Петра Ильича считают, что именно поэтому в главном адажио второго акта слышны печальные ноты.
Начиная с ХХ века «Щелкунчик» неоднократно возобновлялся в новых версиях. Но и в наши дни у постановки непростая судьба: обвиненный в неполиткорректности, из-за жалоб зрителей о стереотипных изображениях людей других национальностей, балет был полностью снят в этом году из репертуара Берлинской государственной оперы.
Существует огромное количество редакций балета, дивертисмент в них отличает хореографическое разнообразие. Мы рассмотрим национальные танцы на примере редакции Юрия Григоровича, которую можно, по счастью, и сегодня увидеть в Большом театре.
Испанский танец
Действие второго акта «Щелкунчика» происходит в волшебной стране Конфитюренбург. Дивертисмент начинается «Испанским танцем», который ассоциируют с шоколадом. Танец поставлен с характерными особенностями: поднятые кисти вверх с опущенными локтями вниз, получается неправильная вторая позиция в сравнении с канонической, общепринятой в классическом танце. В некоторых pas невыворотное положение ног создает стилизацию испанского танца. Григорович находит нестандартное решение и для других привычных движений: assemble сочетает с открытием ноги в ecarte, а финальное fouetté чередует с прыжком, что создает особую динамику в танце. А поскольку «Испанский танец» исполняется в паре, то синхронность элементов рождает впечатляющую зрителя гармонию.
Восточный танец
Вслед за стремительным «Испанским танцем» начинается «Восточный танец», который называют еще «Арабский», или «Кофе». В основе музыкального сопровождения здесь — грузинская колыбельная. Стоит обратить внимание, как, казалось бы, привычные позиции рук (в первой или в третьей позиции) полностью видоизменяются от смены положения кистей. Исполненные grand plie и adagio со сменой поз — ecarte и attitude, но с восточными руками создают ощущение оживших храмовых божеств.
Китайский танец
За «Восточным танцем» следует «Китайский танец», как раз подвергшийся обвинениям в неполиткорректности. Тем не менее яркие музыкальные акценты отражены хореографически с помощью двойных туров в мужской партии и pirouette с pas de bourrée в женской. Несмотря на то, что танец короткий, он требует технического мастерства от артистов, так как многократно необходимо повторить один и тот же элемент. Заканчивается кругом jete, в то время как исполнительница женской партии делает sauté с раскрытыми на вторую позицию ногами с сокращенными стопами, что редко встречается в классических балетах, но всегда вызывает овации зрителей.
Русский танец
Хореография «Русского танца» стилизована за счет сокращенных стоп — все шаги выполняются с пятки, и рук, которые сгибаются локтями вниз с выпрямленными ладонями. При этом все grand pirouette и tours chaines выполнены не по канону классического балета. Обратите внимание, как виртуозно происходит стилизация под национальный вид танца: измененные элементы не вызывают отторжения и не нарушают эстетику, поскольку все pas состоят из канонических движений.
Французский танец
«Французский танец» (или «Танец пастушков») в редакции Юрия Григоровича исполняется с овечкой, которая привязана к ленте и является частью хореографической композиции.
Этот номер часто исполняют в академиях балета, поскольку в составе его — целый набор из азбуки классического танца. Он наполнен cabriole, который тут же сменяется arabesque, затем pas de bourrée с pas suivi — такое чередование разных движений требует от исполнителей предельной аккуратности в исполнении. Элементы adagio сменяются технически сложным кругом из pas de basques с турами pique, затем следует grand jete по диагонали — это дает танцовщикам возможность продемонстрировать весь арсенал балетных pas.
Завершается дивертисмент общей кодой всех танцев, формируя ощущение единой композиции и подготавливая зрителя к дальнейшему развитию событий.
Понравилась статья? Еще больше увлекательных историй о балете, выдающихся личностях и интервью со звездами сцены ждет вас на сайте IngoDance, ждём вас ↓