Найти тему
Я рисую этот мир

Русские иконы IX - первой половины XIII века, сохранившиеся до наших дней

Оглавление

До наших дней дошло не так много древних икон. Среди них есть работы владимиро - суздальских и ярославских мастеров.

Владимиро-Суздальская школа

К ней относятся иконы, написанные в гармоничном мягком сочетании цветов: "Богоматерь Боголюбская" (середина XII в.), "Дмитрий Солунский" из Дмитрова (конец XII - начало XIII в.), "Богоматерь Великая Панагия" из Ярослаля.

Дмирий Солунский на троне. Икона. Конец XII века. Государственная Третьяковская галерея
Дмирий Солунский на троне. Икона. Конец XII века. Государственная Третьяковская галерея

Иконы ярославских мастеров

Иконы, написынные в Ярославле, датируются XIII веком. Они написаны в более свободной и жизнерадостной манере. К ним относится "Борогматерь Оранта" с медальоном Спаса Еммануила на груди из Спасо-Преображенского собора в Ярославле.

Богоматерь Оранта. Икона ок. 1234 г. Государственная Третьяковская галерея
Богоматерь Оранта. Икона ок. 1234 г. Государственная Третьяковская галерея

Новгородские иконы

Новгородская икона "Николай Чудотворец" из Новодевичьего монастыря в Москве - хорошо сохранившийся памятник иконописи XIII века.

Николай Чудотворец. Икона. Начало XIII века. Государственная Третьяковская галерея
Николай Чудотворец. Икона. Начало XIII века. Государственная Третьяковская галерея
Николай Чудотворец. Фрагмент иконы. Начало XIII века. Государственная третьяковская галерея
Николай Чудотворец. Фрагмент иконы. Начало XIII века. Государственная третьяковская галерея

Иконы "Петр и Павел" из Белозерска и "Успение" из Десятинного монастыря в Новгороде так же относятся к XIII веку.

Петр и Павел. Икона из Белозерска. XIII век. Государственный Русский музей.
Петр и Павел. Икона из Белозерска. XIII век. Государственный Русский музей.
Успение. Икона из Десятинного монастыря в Новгороде. XIII век. Государственная Третьяковская галерея
Успение. Икона из Десятинного монастыря в Новгороде. XIII век. Государственная Третьяковская галерея

Именно в XIII веке заложилась основа для расцвета иконописи XV века: композиция стала лаконичнее, а цвета - ярче и светлее.

Алекса Петров. Никола Липный. Икона. 1294. Новгородский историко-архитектурный художественный заповедник
Алекса Петров. Никола Липный. Икона. 1294. Новгородский историко-архитектурный художественный заповедник

О дальнейших этапах развития иконописи я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить!

#история искусства #культура #иконы #русская икона #иконопись